НДС: ТРАНСПОРТНОЕ ЭКСПЕДИРОВАНИЕ
Экспедиторская фирма является посредником между заказчиком (нерезидентом) и предприятием — перевозчиком грузов (резидентом), непосредственным владельцем транспорта. Возможны два варианта заключения договора комиссии:
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
== между заказчиком — нерезидентом (комитентом) и экспедиторской фирмой (комиссионером) на покупку услуг перевозчика для перевозки грузов заказчика;
== между перевозчиком — резидентом (комитентом) и экспедиторской фирмой (комиссионером) на продажу услуг по перевозке грузов нерезидента.
При каком варианте заключения договора комиссии возможно обложение НДС только комиссион-ного вознаграждения комиссионера — экспедиторской фирмы, предоставляющей услуги по перевозке и экспедированию груза нерезидента из Украины в Молдову?
Пунктом 7 Правил1 установлено, что каждый из участников транспортно-экспедиционного процесса вправе передать исполнение части своих обязанностей другому участнику на основании договора, в котором определяются условия соответствующих услуг и порядок их оплаты. В большинстве случаев экспедиторские фирмы выступают посредниками: организуют выполнение работ (услуг), а другие контрагенты эти работы (услуги) непосредственно выполняют. Работы и услуги сторонних организаций экспедитор оплачивает самостоятельно, а заказчик возмещает ему затраты исходя из фактических размеров оплаты. Отдельно заказчик оплачивает экспедиторское вознаграждение.
По договору транспортной экспедиции экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет грузоотправителя (заказчика) заключить от его или от своего имени один или несколько договоров по перевозке грузов и организовать выполнение предусмотренных в договоре дополнительных услуг, связанных с перевозкой (получение необходимых для экспорта-импорта документов, выполнение таможенных и других формальностей, проверка количества и состояния грузов, организация погрузки, разгрузки, перегрузки грузов и их хранения, уплата таможенной пошлины, сборов и др.).
Наиболее оптимальными формами договорных отношений между экспедитором и заказчиком являются договор поручения и договор комиссии. В соответствии со ст.1000 Гражданского кодекса Украины (далее — ГКУ) по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Согласно ст.1004 ГКУ поверенный (в данном случае — экспедитор) обязан совершать действия в соответствии с содержанием данного ему поручения. На основании
ст.1007 ГКУ доверитель обязан, если иное не установлено договором, обеспечить поверенного денежными средствами, необходимыми для выполнения поручения; возместить поверенному фактические расходы, необходимые для выполнения поручения. Он также обязан выплатить поверенному плату, если она ему причитается. Договор комиссии (ст.1011 ГКУ) отличается от договора поручения тем, что по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок за счет комитента, но от своего имени.
Порядок обложения НДС операций, осуществляемых по договорам поручения и комиссии, для резидентов установлен п.4.7 ст.4 Закона Украины от 03.04.97 г. № 168/97-ВР «О налоге на добавленную стоимость» (далее — Закон об НДС). При этом нормы указанного пункта не распространяются на операции, осуществляемые в ВЭД. Для обложения НДС транспортно-экспедиционные услуги следует рассматривать с точки зрения основного признака — место их использования и потребления. В соответствии с пп.6.2.2 ст.6 Закона об НДС операции по продаже работ (услуг), предназначенных для использования и потребления за пределами таможенной территории Украины, облагаются НДС по нулевой ставке. Ключевым моментом при определении ставки НДС в случае предоставления экспедиционных услуг является их назначение: если услуги связаны с экспортом и вывоз товаров подтвержден надлежащим образом оформленной грузовой таможенной декларацией (ГТД), то такие услуги подлежат обложению НДС по ставке 0%.
Письмом ГНАУ от 19.01.98 г. № 449/10/16-13212 по данному вопросу предоставлено следующее разъяснение: базой налогообложения экспедиционных услуг
является полученная экспедитором компенсация за предоставленные услуги после его расчетов со всеми участниками транспортного процесса. Кроме того, из письма ГНАУ следует, что если заказчиком экспедиционных услуг по экспортным грузам является резидент, то ставка 0% не применяется и у экспедитора указанную разницу между общей суммой полученной компенсации и расходами, связанными с проведением расчетов с участниками транспортного процесса, следует облагать НДС по ставке 20%. «Нулевую ставку» НДС ГНАУ признает только относительно экспедиционных услуг по экспортным грузам, где заказчиком выступает нерезидент, хотя Закон об НДС не ставит применение нулевой ставки НДС в зависимость от того, является заказчик резидентом или нерезидентом3.
Таким образом, и в первом, и во втором варианте упомянутого договора налогом на добавленную стоимость будет облагаться только сумма вознаграждения. А вот для того, чтобы применять ставку НДС 0%(учитывая мнение ГНАУ) наиболее выгоден первый вариант договора.
Array
Похожие записи
НДС: РЫНОЧНЫЙ СБОР И СВОДНАЯ НАЛОГОВАЯ НАКЛАДНАЯ
29.11.2006
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕСВОЕВРЕМЕННУЮ РЕГИСТРАЦИЮ В КАЧЕСТВЕ ПЛАТЕЛЬЩИКА НДС
12.04.2012
НДС: «НЕПРАВИЛЬНЫЕ» НАЛОГОВЫЕ НАКЛАДНЫЕ
03.08.2005