НДС И НАЛОГ НА РЕКЛАМУ: ЗАПОЛНЕНИЕ НАЛОГОВОЙ НАКЛАДНОЙ
Предприятие работает на рынке рекламных услуг. При заполнении налоговых накладных налог на рекламу ни в одной из граф не отражается, и поэтому в итоговой строке «Общая сумма с НДС» (графа 11 раздела VII) указывается сумма, имеющая всего две составляющих: базу налогообложения и НДС. В то же время от заказчиков рекламных услуг поступает сумма, несколько большая, нежели указанная в налоговых накладных. Разница как раз и является суммой налога на рекламу. Правильно ли выписываются налоговые накладные? Если нет, то можно ли их как-то переделать?
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Согласно п.4.1 ст.4 Закона об НДС база налогообложения операции по поставке товаров (услуг) определяется исходя из «их договорной (контрактной) стоимости, определенной по свободным ценам, но не ниже обычных цен, с учетом акцизного сбора, ввозной таможенной пошлины, других общегосударственных налогов и сборов (обязательных платежей), согласно законам Украины по вопросам налогообложения (за исключением налога на добавленную стоимость, а также сбора на обязательное государственное пенсионное страхование на услуги сотовой мобильной связи, включаемого в цену товаров (услуг)). В состав договорной (контрактной) стоимости включаются любые суммы денежных средств, стоимость материальных и нематериальных активов, которые передаются плательщику налога непосредственно покупателем или через какое-либо третье лицо в связи с компенсацией стоимости товаров (услуг)». В соответствии с Декретом КМУ от 20.05.93 г. № 56-93 «О местных налогах и сборах» налог на рекламу (далее — ННР) относится не к общегосударственным налогам и сборам, а к местным. А раз так, то в базу обложения НДС он включаться не должен.
Такой порядок налогообложения уже можно считать давно устоявшейся налоговой практикой. Еще 6 лет назад в журнале «Вестник налоговой службы Украины»1 была опубликована консультация, в которой отмечалось, что объектом для обложения ННР и НДС является одна и та же величина — стоимость рекламных услуг. И чтобы ни у кого не возникали сомнения по этому поводу, в данной консультации была представлена формула формирования стоимости рекламных услуг:
С = Рс + П + ННР + НДС,
где С — стоимость услуг рекламного агентства;
Рс — расходы рекламного агентства на предоставление услуг, включая материальные расходы, начисление заработной платы работникам и прочие расходы;
П — прибыль рекламного агентства, получаемая от предоставления рекламных услуг;
ННР — налог на рекламу;
НДС — налог на добавленную стоимость, сумма которого рассчитывается как 20% от (Рс + П), то есть без учета ННР.
Таким образом, оказывая рекламные услуги заказчикам, предприятие совершенно правильно не начисляет НДС «сверху» на сумму ННР. Последний не входит в базу обложения НДС.
А вот что касается отражения такой не облагаемой НДС суммы ННР в налоговой накладной, то по этому поводу существуют разные мнения. Дело в том, что в Порядке заполнения налоговой накладной, утвержденном приказом ГНАУ от 30.05.97 г. № 1652, ничего не сказано о том, как следует отражать суммы, которые не включаются в базу обложения НДС. Единственной суммой, которая не включается в базу налогообложения, но которой отведено место в налоговой накладной, является стоимость возвратной (залоговой) тары.
Согласно п.14 Порядка стоимость тары, которая определяется в контракте как возвратная (залоговая) и не включается в базу налогообложения, указывается в разделе III налоговой накладной и в ее графе 11 в составе общей суммы денежных средств, подлежащих оплате покупателем. Некоторые специалисты склонны считать, что подобным образом следует отражать в налоговой накладной и суммы ННР. То есть в разделе III вместо стоимости возвратной тары советуют указывать сумму ННР и, соответственно, в графе 11 указывать в общей стоимости рекламных услуг и сумму ННР. Не спорим, такой вариант прижился, и большинство предприятий, которые занимаются рекламными услугами, заполняют налоговые накладные именно так.
В то же время вполне возможен вариант, когда в налоговой накладной сумма ННР никак не отражается. Ведь, повторим, ни в Законе об НДС, ни в Порядке заполнения налоговой накладной о том, как следует отражать суммы ННР в налоговых накладных, ничего не сказано. Так почему налогоплательщик должен сам что-то выдумывать и что-то делать по аналогии с возвратной (залоговой) тарой?
Согласно пп.7.2.1 ст.7 Закона об НДС в налоговой накладной должны быть отражены, в частности, следующие показатели: цена поставки без учета НДС, ставка налога (то есть 20% или 0%), соответствующая сумма НДС в цифровом значении и общая сумма денежных средств, подлежащих уплате. Казалось бы, в эту общую сумму денежных средств ННР должен включаться. Однако форма налоговой накладной, как ни крути, прямо не требует (не предусматривает, не обязывает) отражать ННР в ее графах. И что бы ни разъясняла ГНАУ в отдельных своих письмах (см. «Для справки»), какие бы консультации ни давали работники органов ГНС на страницах газет и журналов3, прямой законодательной нормы по поводу включения суммы ННР в тот или иной раздел налоговой накладной нет. А раз так, то зачем поставщику рекламных услуг включать какую-то «виртуальную» сумму в итоговую графу налоговой накладной?
Также иногда на практике встречается и третий вариант отражения ННР в налоговой накладной. На ее бланке, внизу, под разделом, в котором указывается «Общая сумма с НДС», в качестве справочной информации пишут сумму ННР. Как говорится, «ни вашим, ни нашим»: в налоговой накладной отражаем, но в конкретной строке (разделе, графе) не указываем.
Все три варианта отражения суммы ННР в налоговой накладной абсолютно равны перед законом. И сказать, что тот или иной способ отражения ННР в налоговой накладной неправильный, работники органов ГНС просто не имеют права. Потому что нет предусмотренного законом порядка. А следовательно, и не признать у заказчика рекламных услуг право на налоговый кредит по НДС на основании того, что исполнитель этих услуг оформил налоговую накладную с нарушением действующего порядка4, они не могут. Пусть сначала в ГНИ покажут тот порядок, желательно зарегистрированный в Минюсте, который бы регулировал механизм отражения ННР в налоговых накладных. На сегодняшний день его просто нет.
Но если заказчик все-таки просит переделать налоговую накладную? Может ли предприятие исправить ранее выписанную налоговую накладную, в которой нет суммы ННР? Слова «переделать» и «исправить» в данном случае не очень-то подходят. Надо будет переоформить налоговые накладные, а выписанные ранее — уничтожить.
То есть, если заказчика устраивает первый вариант отражения ННР в налоговой накладной, то предприятию под тем же номером и с той же самой датой надо еще раз оформить накладную, в которой в разделе III после слова «тара» надо дописать «налог на рекламу» или «ННР» и, соответственно, эту же сумму ННР учесть в общей сумме (графа 11).
В большинстве случаев поставщик идет навстречу покупателю, который просит оформить налоговую накладную так, как он считает нужным. Ведь именно у покупателя (заказчика) могут возникнуть проблемы при проведении документальной налоговой проверки. Все прекрасно знают, насколько тщательно проверяющие из ГНИ изучают налоговые накладные, на основании которых суммы входного НДС были включены в состав налогового кредита. И, чтобы не возникало конфликтов, плательщики НДС стараются избегать любых спорных моментов. А продавцы товаров и услуг должны им в этом помогать, так как завтра на месте покупателя могут оказаться и они…
Array
Похожие записи
Налоговый кредит по НДС предприятия при приобретении санаторно-курортных путевок для своих сотрудников
17.02.2004
Налоговые обязательства по НДС: таможенная, балансовая, договорная стоимость
18.04.2001
НДС: ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ
25.09.2008