НАЛОГ С ДОХОДОВ НЕРЕЗИДЕНТА
Предприятие получило кредит от нерезидента. Нерезидент предоставил справку о том, что он — резидент Австрии. Предприятие должно из суммы процентов, начисленных за пользование кредитом, удерживать и перечислять в бюджет 5% налога с доходов нерезидента, но доказать кредитору это невозможно. В связи с этим руководство, в целях дальнейшего сотрудничества с нерезидентом, приняло решение выплатить проценты по кредиту в полном объеме и параллельно уплатить в бюджет 5% налога.
Каковы налоговые последствия этих действий?
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Фраза «доказать кредитору это невозможно» не совсем понятна, тем более, что вопрос уплаты налога с дохода резидента Австрии урегулирован не только отечественным Законом о прибыли, но и Конвенцией между Правительством Республики Австрия и Правительством Украины об избежании двойного налогообложения и предупреждении налоговых уклонений относительно налогов на доходы и на имущество от 16.10.97 г. (далее — Конвенция), текст которой должен быть свободно доступен и на территории Австрии. В соответствии со ст.11 Конвенции проценты по кредитам нерезидента могут облагаться налогом в Договаривающемся Государстве, в котором они возникают (то есть в Украине) по ставке не более 2% (для банков и других финансовых учреждений Австрии) и не более 5% (для иных резидентов Австрии).
Согласно п.13.2 ст.13 Закона о прибылирезидент, осуществляющий в пользу нерезидента какую-либо выплату из дохода с источником его происхождения из Украины, полученного таким нерезидентом от осуществления хозяйственной деятельности, обязан удерживать налог с таких доходов по ставке в размере 15% их суммы и за их счет, который уплачивается в бюджет во время такой выплаты, если иное не предусмотрено нормами вступивших в силу международных соглашений.
В данном случае Конвенция уменьшает ставку для резидентов Австрии, не являющихся банками и финансовыми учреждениями, до 5%, но не изменяет указанный выше (п.13.2 ст.13 Закона о прибыли) порядок уплаты процентов на территории Украины, который действует в соответствии с законодательством государства, на территории которого возникают проценты (п.2 ст.11 Конвенции).
Исходя из п.18.2 ст.18 Закона о прибыли в случае заключения договоров с нерезидентами не разрешается включение в контракт налоговых оговорок, согласно которым предприятия, которые выплачивают доходы, берут на себя обязательства по уплате налогов с доходов нерезидентов. Ответственность за правильность начисления, своевременность уплаты налога и соблюдение налогового законодательства несет плательщик налогав порядке и размерах, определенных законом (п.20.1 ст.20 Закона о прибыли).
Таким образом, хоть ситуация и выглядит абсурдной, при уплате налога на прибыль резидентом не за счет дохода нерезидента, а за счет других источников, налоговая инспекция вполне может попытаться взыскать с резидента Украины суммы неудержанного налога с дохода нерезидента с применением штрафов и пени согласно ст.16 и ст.17 Закона № 21811 (штраф до 50% суммы налогового долга и пеня в размере 120% годовых).
Что касается фактических выплат по налогу на прибыль за счет собственных средств, то их могут предложить вернуть резиденту из бюджета по его заявлению как «суммы налоговых платежей, излишне поступившие в бюджет в результате неправильного начисления или нарушения плательщиком налога установленного порядка уплаты налога» (п.21.3 ст.21 Закона о прибыли).
Безусловно, возможное решение ГНИ следует обжаловать, в частности, опираясь на тот факт, что денежные средства в счет уплаты налога на прибыль (доход) все же поступили в бюджет от резидента, а ответственность за «неправильную» уплату налога на прибыль тем же лицом (резидентом), но за счет других источников, прямо не предусмотрена действующим законодательством (целесообразно использовать известную норму пп.4.4.1 ст.4 Закона № 2181 о конфликте интересов).
Однако рекомендация предприятию на будущее может быть только одна: следуетпривести порядок удержания из доходов нерезидента и перечисления налога в бюджет в соответствие сЗаконом о прибылииКонвенцией и мотивированно доказать «необходимость» этого нерезиденту.
Array
Похожие записи
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ: ОТЧИСЛЕНИЯ ПРОФКОМУ
24.06.2005
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ: ПОЛУЧЕНИЕ ЗАЙМА В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ
21.12.2007
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ: ПРОЦЕНТЫ ПО КРЕДИТУ
21.11.2007