ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА НА КОМИССИИ
Предприятие реализует лекарственные средства через собственную сеть аптек. В связи с тем, что некоторые лекарственные препараты очень дорогостоящие, они приобретаются и реализуются в розницу на основании договора комиссии, заключенного с фармацевтической фирмой — комитентом. Такой порядок реализации устраивает как комитента, так и предприятие-комиссионера. В то же время, согласно приказу МВЭСторга от 13.03.95 г. № 37, которым были утверждены Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами, лекарственные средства и изделия медицинского назначения не могут приниматься на комиссию.
Можно ли «обойти» данные Правила, поскольку, по сути, они предназначены для регулирования комиссионной торговли товарами, бывшими в употреблении?
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Действительно, п.2.4 Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденных приказом МВЭСторга Украины от 13.03.95 г. № 37 (далее — Правила № 37), установлено, что не принимаются для комиссионной продажи лекарственные средства и изделия медицинского назначения. Предлагаем последовательно рассмотреть законность такого рода ограничений.
Прежде всего, необходимо отметить, что правоотношения по приему на комиссию каких-либо товаров после 01.01.2004 г. регулируются главой 69 «Комиссия» Гражданского кодекса Украины, а до указанной даты регулировались главой 35 «Комиссия» ГК УССР 1964 г.
Напомним, что по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. Как правило, предметом договора комиссии является либо продажа какого-либо имущества, либо его покупка. Таким образом, получается, что Правила № 37 устанавливают ограничения по предмету договора комиссии. При этом Правила № 37 регулируют не только комиссионную торговлю товарами, бывшими в употреблении, но и новыми.
Исторически Правила № 37 были разработаны согласно п.42 Порядка занятия торговой деятельностью и правил торгового обслуживания населения, утвержденного постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 108 (далее — Порядок № 108). В данном пункте указано, что особенности продажи отдельных продовольственных и непродовольственных товаров, алкогольных напитков, комиссионной торговли непродовольственными товарами, а также продажи товаров в кредит регулируются отдельными правилами, которые утверждаются МВЭСторгом и согласовываются с заинтересованными министерствами и ведомствами. В свою очередь, Порядок № 108 был издан на основании ст.22 Закона Украины от 12.05.91 г. № 1023-XII «О защите прав потребителей», согласно которой правила торгового, бытового и других видов обслуживания (выполнения работ, предоставления услуг) утверждаются КМУ. В этой же статье Закона указано, что данные правила не могут противоречить законодательным актам Украины.
В 1997 г. п.42 Порядка № 108 был дополнен вторым абзацем, в котором указано, что особенности продажи лекарственных средств устанавливаются отдельными правилами, утверждаемыми МОЗ Украины. Эти изменения были внесены постановлением КМУ от 15.12.97 г. № 1403, которое было принято согласно ст.19 Закона Украины от 04.04.96 г. № 123/96-ВР «О лекарственных средствах».
Правила розничной реализации лекарственных средств были утверждены постановлением КМУ от 12.05.97 г. № 447 (далее — Правила № 447). Они уже не предусматривают никаких ограничений, касающихся возможности заключить между двумя предприятиями, имеющими соответствующую лицензию, договор комиссии на продажу лекарственных средств. Кроме того, не устанавливают никаких ограничений по предмету договора комиссии ни Закон «О защите прав потребителей», ни Закон «О лекарственных средствах», ни Порядок № 108. Однако это только с одной стороны. С другой стороны, п.2.4 Правил № 37 «восходит» не только к Закону Украины «О защите прав потребителей», но еще и к ГК УССР 1964 г. В части третьей ст.395 указанного Кодекса отмечено, что комиссионные магазины заключают с гражданами договоры комиссии на продажу в порядке розничной торговли принятых от них новых и бывших в употреблении вещей, за исключением предметов, прием которых запрещен правилами комиссионной торговли непродовольственными товарами.
Таким образом, с учетом приведенных положений части третьей ст.395 ГК УССР 1964 г., получается, что п.2.4 Правил № 37 вполне законно установил ограничения на заключение договора комиссии на продажу лекарственных средств, но только с той оговоркой, что этот запрет распространяется исключительно на случай заключения такого договора комиссионным магазином с гражданином, в том числе и зарегистрированным как субъект предпринимательской деятельности, и не распространяется на такие же договоры, сторонами в которых являются юридические лица1.
Но с 01.01.2004 г. ГК УССР 1964 г. утратил силу, а значит, утратили силу и ограничения, установленные частью третьей ст.395. Новый ГК не установил никаких ограничений по предмету договора комиссии. Следовательно, на сегодняшний день нет правовых оснований для ограничений, установленных п.2.4 Правил № 37. В случае возникновения каких-либо проблем можно порекомендовать следующую схему защиты.
Во-первых, ГК не устанавливает ограничений в отношении предмета договора комиссии, а также не предусматривает, что такие ограничения могут быть установлены какими-либо подзаконными актами (в рассматриваемом случае Правилами № 37).
Во-вторых, частью третьей ст.5 ГК Украины предусмотрено, что если гражданские отношения возникли раньше и регулировались актом гражданского законодательства, утратившим силу, новый акт гражданского законодательства применяется к правам и обязанностям, возникшим с момента вступления его в силу.
В-третьих, частью четвертой ст.12 ХК Украины установлено, что ограничения по осуществлению предпринимательской деятельности устанавливаются Конституцией Украины и законом. В настоящее время ни Конституцией Украины, ни законами Украины не установлены ограничения на заключение между юридическими лицами договора комиссии на продажу лекарственных средств.
В-четвертых, до 01.01.2004 г. ни ГК УССР 1964 г., ни Закон «О защите прав потребителей», ни Закон «О лекарственных средствах», ни Порядок № 108, ни Правила № 447 не устанавливали никаких ограничений на заключение между юридическими лицами договора комиссии на продажу лекарственных средств, а следовательно, Правила № 37 в части установления таких ограничений противоречили указанным актам законодательства, и соответственно, не должны были применяться к рассматриваемым правоотношениям.
Array
Похожие записи
Продажа векселя третьему лицу: налоговый и бухгалтерский учет компании
17.04.2002
ПРОДАЖА ЧАСТИ ДОЛИ УЧАСТНИКА ОБЩЕСТВУ
20.07.2004
ДОГОВОР КОМИССИИ: КОМИССИОННОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ
03.11.2004