КОРПОРАТИВНЫЕ ПРАВА: УЧЕТ АКЦИЙ ЛИКВИДИРОВАННОГО ОАО
Предприятие за денежные средства приобрело акции открытого акционерного общества (ОАО). Поскольку в последние годы ОАО работало с убытками и не выплачивало дивиденды, предприятие не поддерживало с ним связи, а недавно узнало, что ОАО уже ликвидировано. Какие документы могут подтвердить ликвидацию ОАО? Следует ли списать акции, эмитированные ОАО, с баланса? Как в бухгалтерском и налоговом учете отразить такое списание?
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Независимо от того, в результате каких событий произошла ликвидация ОАО (например, «по собственному желанию», то есть в соответствии с решением общего собрания акционерного общества, или в процедуре банкротства), предприятию — собственнику акций следует «запастись» документами, подтверждающими такую ликвидацию. Таким документом может быть справка государственного регистратора об исключении ОАО из ЕГРПОУ1 — в соответствии со ст.6 Закона о госрегистрации2 именно на государственного регистратора возложена обязанность оформлять и выдавать справки из ЕГРПОУ. Кроме того, в случае если предприятие является собственником именных акций, можно обратиться к регистратору и запросить у него выписку из реестра. Это документ установленного образца, который подтверждает запись в реестре собственников именных ценных бумаг и который, в соответствии с п.2.1 Положения № 603, регистратор должен выдавать зарегистрированным в реестре лицам.
В соответствии с положениями стандартов бухгалтерского учета предприятие, зачисляя на баланс акции ОАО, приобрело финансовую инвестицию. И предприятие должно выполнять все правила бухгалтерского учета (отражения соответствующей информации в финансовой отчетности), установленные для такого актива, как финансовая инвестиция. И хотя в национальных стандартах бухгалтерского учета нет норм, которые регулировали бы особенности бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в описанной ситуации, логично предположить, что на такой актив, как финансовая инвестиция, распространяются общие правила, установленные для других активов.
Поэтому при ликвидации ОАО — эмитента акций, отражаемых у предприятия-инвестора как финансовая инвестиция, эту финансовую инвестицию следует списать с баланса как актив, не соответствующий критериям признания активом. Финансовая инвестиция списывается с баланса по балансовой стоимости с включением этой суммы в состав прочих расходов обычной деятельности (субсчет 977). Это оформляется бухгалтерской справкой, к которой прилагаются перечисленные выше документы.
Что касается налогового учета, то предприятие при приобретении акций ОАО могло поступить в соответствии с одним из двух вариантов4. Оно или вообще не отражало операции покупки акций в налоговом учете, или отразило «ценнобумажные» расходы согласно п.7.6 ст.7 Закона о прибыли.
Если предприятие вообще не отражало операцию покупки акций в налоговом учете, то и списание акций с баланса не увеличит ни валовой доход, ни валовые расходы предприятия. Валового дохода не возникает потому, что право собственности на акции никому не было передано. Следовательно, нет оснований считать, что предприятие осуществило продажу товаров (см. п.1.31 ст.1 Закона о прибыли). Других оснований для увеличения валового дохода тоже нет. Правда, нет и оснований для отнесения стоимости приобретения (равно как и номинальной стоимости) акций к составу валовых расходов.
Если предприятие при покупке акций отразило «ценнобумажные» расходы, то в том отчетном периоде, когда предприятие узнало о ликвидации эмитента акций, ни валовой доход, ни валовые расходы тоже не возникнут. Единственное, на что следует рассчитывать, так это на то, что расходы на приобретение акций ОАО когда-нибудь примут участие в расчете финансового результата от операций с акциями и корпоративными правами в соответствии с пп.7.6.1 ст.7 Закона о прибыли. Другими словами — «ценнобумажные» расходы на приобретение акций ликвидированного ОАО смогут уменьшить «ценнобумажный» доход от продажи других акций или корпоративных прав. Изымать однажды отраженные «ценнобумажные» расходы Закон о прибыли не требует.
С НДС еще проще. Поскольку акции куплены за деньги, ни о каком налоговом кредите речи быть не может — в соответствии с пп.3.2.1 ст.3 Закона об НДС операции по продаже ценных бумаг за денежные средства не являются объектом налогообложения. Ну и, конечно, при списании акций с баланса нет оснований для начисления налоговых обязательств по НДС. Нет ни перехода права собственности на акции, ни каких-либо специальных требований в Законе об НДС (вроде требования отразить условную продажу при «переквалификации» каких-либо активов).
Array
Похожие записи
СУММИРОВАННЫЙ УЧЕТ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ
23.04.2006
Вопросы ст.24 Закона Украины «Об оплате труда»
10.03.2004
ПРОДАЖА ЧАСТИ ДОЛИ УЧАСТНИКА ОБЩЕСТВУ
20.07.2004