КОНТРОЛЛИНГ И ЕГО ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
Руководство нашего предприятия все чаще и настойчивее говорит о необходимости внедрения контроллинга, хотя, судя по всему, не очень хорошо представляет, что же это такое. Поэтому просим ответить на вопрос:что такое контроллинг, чем он отличается от управленческого учета и какую практическую пользу может принести?
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Сегодня термин «контроллинг» постепенно становится все более распространенным как в сфере экономических знаний, так и в и практике хозяйствования, однако сущность контроллинга определяется по-разному. Под контроллингом может пониматься функция поддержки руководства, направление экономической работы на предприятии, совокупность методов управления, концепция, система или даже философия управления.
Наиболее точно можно определить сущность контроллинга, называя его «внутренним консалтингом» менеджмента. Контроллер является советником для лиц, принимающих решения. При этом он обеспечивает получение руководством необходимой информации, координирует работу подразделений и лиц, задействованных в подготовке, принятии и реализации решения, рекомендует соответствующие методы и технологии управления.
Можно назвать несколько причин выделения контроллинга как отдельного направления экономической работы на предприятии.
1. Недостаточная координация действий различных управленческих подразделений. Не редки ситуации, когда каждая из функциональных служб стремится решать стоящие перед ней задачи, не особенно считаясь с интересами других подразделений.
2. Недостаточная информационная обеспеченность процесса управления. Основным поставщиком информации на предприятии является бухгалтерия. Однако традиционно бухгалтерская служба в своей работе сориентирована в основном на формирование финансовой и налоговой отчетности, зачастую в ущерб информации, позволяющей оценивать и регулировать внутренние процессы. Предоставлять такую информацию призван внутрихозяйственный (управленческий) учет, но поскольку согласно Закону Украины от 16.07.99 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» он не является обязательным, то далеко не всегда ведется на предприятиях.
3. Возможные затруднения при выборе руководителями инструментов анализа, планирования, контроля и регулирования. Руководителям, даже самым компетентным, зачастую трудно отойти от традиций и стереотипов в применении сложившихся на предприятии технологий управления, и далеко не всегда есть возможность отслеживать, как именно развиваются существующие методы планирования, бюджетирования, анализа, контроля, калькулирования.
4. Существующие недостатки в организационно-фукциональной структуре предприятия, которые не дают возможность координировать действия по достижению поставленных целей и применять современные технологии управления.Появление контроллинга предопределила возникшая потребность в организационной, информационной и методической поддержке процесса управления. Следует отметить, что внутренний консалтинг такой направленности на большинстве предприятий в той или иной степени существует и осуществляется работниками самых различных управленческих подразделений — бухгалтерии, плановой службы, финансового отдела и т.д. Однако каждое из этих подразделений выполняет собственные специфические функции, и это накладывает отпечаток на «характер» консультирования. Для того чтобы добиться большей объективности и комплексного видения проблем, целесообразно создание специализированной службы контроллинга, даже если она и будет поначалу представлена одним сотрудником.
Как самостоятельное направление экономической работы на предприятии контроллинг возник приблизительно в начале ХХ века. Основным источником контроллинга явился бухгалтерский учет с присущими ему информационной и контрольной функциями. Однако в отличие от учета, контроллинг был сориентирован не столько на прошлые, сколько на будущие события, использовал как внутреннюю, так и внешнюю информацию и, главное, был нацелен не на получение, а на комментирование информации. В системе контроллинга произошло дополнение учета планированием, анализом, контролем и организационной привязкой к процессу формирования проектов решений.
Возникает вопрос: чем же тогда контроллинг отличается от управленческого учета? Действительно, в англо-американской концепции управленческий учет с расширенными функциями, по сути, и есть контроллинг. Поэтому термин «контроллинг» не принят в США, его заменяет понятие «managerial accounting». Немецкая концепция определяет контроллинг как отдельную от учета область экономической работы, связующее звено системы учета и непосредственно менеджмента. Но, по существу, речь идет практически об одном и том же.
В сегодняшнем понимании контроллинг, безусловно, шире, чем управленческий учет, поскольку вышел далеко за рамки информационного обеспечения процесса управления. Сегодня контроллер — это специалист по технологиям управления, координирующий процессы подготовки и принятия решений, моделирующий не только систему управленческого учета и сами процессы управления, но и структуру бизнеса в целом. Контроллер становится консультантом руководителя в ходе формирования стратегических планов и реализации выбранной стратегии развития.
Роль контроллинга на современном предприятии заключается в том, что он:
- увязывает видение стратегии с оперативным уровнем управления и обеспечивает целенаправленность движения при постановке краткосрочных задач и выборе соответствующих показателей результативности;
- вырабатывает рекомендации по формированию (изменению) структуры предприятия и реинжинирингу бизнес-процессов для достижения поставленных целей;
- организует и координирует процессы в системе управления при подготовке, реализации и оценке выполнения решений;
- конструирует информационную систему для обеспечения процесса управления и организует поставку информации руководству в режиме реального времени и в удобном формате;
- методически поддерживает процесс управления (разрабатывает, адаптирует и рекомендует методы планирования, бюджетирования, прогнозирования, учета, калькулирования, анализа, контроля, стимулирования);
- формирует рекомендации по построению организационно-функциональной структуры управления предприятием.
Следует отметить, что контроллинг не подменяет собой основные функции управления, а лишь связывает их воедино, интегрирует и координирует, переводя управление на качественно новый уровень. Контроллинг — своего рода метасистема в системе управления, которая позиционируется как «внутренний помощник» в эффективной и комплексной реализации функций последней.
Задуматься о внедрении контроллинга следует, если на предприятии имеют место:
- ухудшение основных показателей эффективности деятельности предприятия (ликвидности, рентабельности и других);
- устаревшие методы планирования, калькуляции и анализа;
- устаревшие методики учета затрат, отсутствие ясности и прозрачности в учетной информации;
- наличие «трений» между подразделениями относительно выполняемых функций и их согласования;
- изменение целевых установок деятельности или появление новых целей в изменившихся условиях функционирования.
Разработка и внедрение системы контроллинга предполагает реализацию ряда взаимосвязанных проектов по реорганизации системы управления на предприятии:
- разработка стратегии предприятия;
- изменение структуры предприятия с учетом выбранной стратегии;
- реорганизация системы оперативного планирования и управления производством;
- построение системы управленческого учета, отчетности и информационных потоков;
- построение системы планирования и бюджетирования;
- разработка системы мониторинга, контроля и анализа.
Array
Похожие записи
Отражение в бухгалтерском учете операции по импорту товаров
13.03.2001
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ ЛИЧНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ РАБОТНИКОВ
15.07.2004
СОГЛАСОВАНИЕ СУММЫ НАЛОГОВОГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
14.05.2010