КОНТРОЛИРУЮЩИЕ ОРГАНЫ
В адрес предприятия поступил запрос регионального управления Службы безопасности Украины. В нем на основании ст.25 Закона Украины «О Службе безопасности Украины» и ст.7 Закона Украины «О контрразведывательной деятельности» управление просит представить для ознакомления, а при необходимости и предоставить заверенные ксерокопии следующих документов финансово-хозяйственной деятельности ОАО: устав общества, приказы по предприятию, протоколы общих собраний акционеров, протоколы собраний наблюдательного совета, договоры купли-продажи имущества общества, товарные, налоговые накладные и документы, подтверждающие реализацию или приобретение имущества, а также платежные поручения по реализации государственного пакета акций предприятия.
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Законны ли такие требования СБУ? Как правильно на них отреагировать?
Пунктом 3 части первой ст.25 Закона Украины от 25.03.92 г. № 2229-XII «О Службе безопасности Украины» действительно предусмотрено право Службы безопасности получать по письменному запросу руководителя соответствующего органа СБУ от предприятий, учреждений, организаций, граждан данные и сведения, необходимые для обеспечения государственной безопасности, а также пользоваться в этих целях служебной документацией и отчетностью. Соответствующие права определены и Законом Украины от 26.12.2002 г. № 374-IV «О контрразведывательной деятельности». Согласно п.5 ст.7 этого Закона в ходе контрразведывательной деятельности органы, подразделения и сотрудники Службы безопасности Украины имеют право «истребовать, собирать и изучать, при наличии определенных законом оснований, документы и сведения, характеризующие деятельность предприятий, учреждений, организаций, а также образ жизни отдельных лиц, источники и размеры их доходов для предупреждения и прекращения разведывательных, террористических и других противоправных посягательств на государственную безопасность Украины».
Таким образом, с формальной точки зрения, требование СБУ вполне законно. Поэтому игнорировать ее запрос только на том основании, что предприятие не усматривает в своей деятельности нарушений законодательства и считает, что такая деятельность не представляет угрозы для государственных интересов, нельзя.
Однако нужно следить за тем, чтобы не были нарушены законные права и интересы самого предприятия. В частности, представлять документы для ознакомления нужно по адресу, указанному не СБУ, а предприятием, и в присутствии его представителя (лучше всего — юриста предприятия). Удобнее всего осуществлять представление документов по местонахождению постоянно действующего руководящего органа предприятия (правления и т.п.).
В ответе необходимо указать, что документы могут быть представлены для ознакомления уполномоченному представителю Службы по такому-то адресу, в течение такого-то рабочего времени. Предоставлять сразу же копии документов не нужно, поскольку они должны быть предоставлены «при необходимости», как указано в запросе, а такая необходимость еще не заявлена.
Кроме того, конкретный перечень необходимых ксерокопий должен быть определен во время ознакомления представителя СБУ с документацией. Логично, что этот перечень должен быть истребован у предприятия отдельным запросом, поскольку приведенный в вопросе является слишком общим. Попытка изъятия работником СБУ оригиналов любых документов без постановления об их выемке (с составлением соответствующего протокола выемки и оформлением удостоверенных копий) является незаконной.
В ответе также целесообразно обратить внимание на то, что документы относительно приватизации ОАО находятся в органах приватизации, а не в самом ОАО. Поэтому их предоставление технически невозможно (кроме тех, которые в процессе приватизации составляются предприятием, например, материалы по инвентаризации).
Не лишним будет обратиться и в вышестоящее подразделение СБУ (если это запрос Центрального управления СБУ — в Генеральную прокуратуру) за разъяснениями. К обращению нужно приложить копию данного запроса. В зависимости от значения предприятия для экономики и безопасности государства такой запрос может свидетельствовать либо о реальных основаниях для контроля СБУ за экономическими процессами (если предприятие стратегическое), либо, наоборот, об участии подразделения СБУ в рейдерской атаке на предприятие (если в общегосударственном масштабе оно малозначимое). То есть в последнем случае налицо признаки злоупотребления правами, предоставленными спецслужбе.
Array
Похожие записи
НАЛОГОВЫЕ РАСХОДЫ: АРЕНДА АВТОМОБИЛЯ У ДИРЕКТОРА
12.04.2012
Товарные биржи, нотариусы и налог с доходов физических лиц
14.04.2004
НАЛОГ НА ЗЕМЛЮ: КАТЕГОРИЯ ЗЕМЕЛЬ
25.05.2005