Кассовый метод начисления НДС при продаже дизельного топлива
Действует ли в настоящее время кассовый метод начисления НДС при продаже дизельного топлива, предусмотренный статьей 3 Закона Украины «О временном порядке налогообложения операций по изготовлению и продаже нефти сырой и некоторых горюче-смазочных материалов»? В некоторых ГНИ, ссылаясь на преамбулу к этому Закону, указывают, что начиная с 2001 года кассовый метод не применяется. Правомерны ли такие консультации?
Кадровий аутсорсинг

На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3

Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере

Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Действительно, несовершенство украинского налогового законодательства, противоречивые нормы отдельных законов, их несоответствие Конституции и Закону Украины «О системе налогообложения» уже стали притчей во языцех. Вот и в данном случае сложилась аналогичная ситуация. В преамбуле к Закону Украины от 02.03.2000 г. № 1521-ІІІ «О временном порядке налогообложения операций по изготовлению и продаже нефти сырой и некоторых горюче-смазочных материалов» (далее — Закон № 1521) действительно указано, что «настоящий Закон направлен на создание условий для бесперебойного обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей горюче-смазочными материалами и предотвращение увеличения цен на них в период подготовки и проведения весенне-полевых работ в 2000 году». Именно поэтому, ссылаясь на такую формулировку преамбулы, в некоторых ГНИ указывают, что Закон № 1521 действовал только в 2000 году и с 1 января 2001 года его нормы не должны применяться. И следует признать, что такие консультации в некоторой степени правомерны – ведь данный Закон, судя по его названию, устанавливал лишь временный порядок налогообложения, и срок этого временного порядка определен в его преамбуле: в период подготовки и проведения весенне-полевых работ в 2000 году.
Но если быть принципиальным до конца, то следует отметить, что нормы Закона № 1521 в части начисления и уплаты налога на добавленную стоимость вообще никогда не должны были применяться, поскольку не были внесены изменения в основной закон — Закон Украины от 03.04.97 г. № 168/97-ВР «О налоге на добавленную стоимость» (далее — Закон об НДС). Напомним, что согласно п.11.4 ст.11 Закона об НДС изменения порядка обложения налогом на добавленную стоимость могут осуществляться только путем внесения изменения в этот Закон. А в Законе № 1521 каких-либо намеков или упоминаний о том, что им (даже временно) вносятся изменения в Закон об НДС, нет. В Заключительных положениях Закона № 1521 речь идет только о внесении временных изменений в Закон Украины «О ставках акцизного сбора и ввозной пошлины на некоторые товары (продукцию)».
Однако поскольку на такое несоответствие норм одного законодательного акта нормам другого никто не обратил (или не захотел обратить) внимания, «временный» Закон № 1521 преспокойненько действовал в 2000 году и выполнялся налоговыми и таможенными органами наравне с другими. Более того, невзирая на преамбулу к Закону № 1521 Законом Украины от 21.09.2000 г. № 1962-III в его статью 1 были внесены изменения, согласно которым льгота при ввозе (импортировании) на таможенную территорию Украины нефти сырой была продлена до 31.12.2001 г. (!). То есть при импорте нефти в 2001 году НДС не взимался именно на основании Закона № 1521. Уже этот факт может служить подтверждением того, что некоторые нормы Закона № 1521 действовали и после 2000 года.
Теперь относительно статьи 3 Закона № 1521, в которой непосредственно установлен так называемый кассовый метод для начисления НДС. Данной статьей предусмотрено, что налоговые обязательства по НДС, возникающие в связи с продажей товаров, определенных в статьях 1 и 2 этого Закона1, начисляются по результатам налогового периода, на который приходится получение продавцом денежных средств или других видов компенсаций стоимости таких товаров от покупателя. При этом право на увеличение налогового кредита плательщиков НДС — покупателей таких товаров возникает в налоговый период, на который приходится осуществление оплаты денежными средствами или путем предоставления других видов компенсаций их стоимости, без применения положений пп.7.3.4 ст.7 Закона об НДС. Как видим, в этой статье нет временных ограничений, которые есть в статьях 1, 2 и 5, следовательно, можно сделать вывод, что нормы данной статьи (как отдельно взятые, а не как Закон № 1521 в целом) не являются временными2.
Следует также обратить внимание и на тот факт, что кассовый метод начисления НДС сохраняется и при осуществлении расчетов не денежными средствами, а другими видами компенсации, например, встречной поставкой товаров (работ, услуг) различными видами зачетов и т.п. Не случайно ведь законодатель указал, что пп.7.3.4 ст.7 Закона об НДС в таких случаях не должен применяться. А это именно тот подпункт, которым установлен порядок определения даты возникновения налоговых обязательств при осуществлении бартерных (товарообменных) операций.
Подытожим вышеприведенное: даже невзирая на преамбулу к Закону № 1521, его статья 3 является действующей на данный момент. Этот вывод подтверждают:
— пункт 36 Методических рекомендаций — ответов на отдельные вопросы по взиманию НДС, направленных в адрес местных органов налоговой службы письмом ГНАУ от 16.11.2000 г. № 15251/7/16-12013;
— письмо ГНАУ от 27.10.2000 г. № 14303/7/16-11214.
В указанных документах ГНАУ подтверждает то, что конечный срок применения кассового метода определения даты возникновения налоговых обязательств и даты получения права на налоговый кредит для операций по продаже нефти сырой и тяжелых дистиллятов (дизтоплива) не установлен.
После этих писем официальных разъяснений ГНАУ или Минюста Украины не было.
В качестве косвенного опровержения этой позиции автора может служить лишь то, что недавно ВРУ отклонила законопроект, в котором, кроме льготного налогообложения дизельного топлива при импорте, предлагалось до конца 2002 года ввести и кассовый метод при его продаже на внутреннем рынке5.
Array
Похожие записи

Право органов государственной статистики проверять предприятие
03.07.2002

ОФОРМЛЕНИЕ ДОГОВОРОВ
21.07.2004

Сроки выплаты дотаций за молоко и мясо в живом весе
07.03.2002