Каким образом облагается налогами иностранное юридическое лицо, нанимающее лиц, постоянно проживающих на территории Украины, для работы в его интересах за пределами Украины без выезда за границу Украины и оплачивающего их услуги банковским переводом на счет физического лица?
Кадровий аутсорсинг
![Разработка сметной документации](https://www.buhgalteria.com.ua/wp-content/uploads/2020/03/kadroviy-autsorsing.jpg)
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
![Акт виконаних робіт](https://ukrsmeta.ua/wp-content/uploads/2016/11/obgruntuvannya-metodiki-rozrahunku.jpg)
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
![Оформление инвесторской и договорной документации](https://ukrsmeta.ua/wp-content/uploads/2016/06/proverka-smet-1.jpg)
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Право граждан Украины на работу в иностранных организациях предусмотрено ст.1 Закона Украины "О занятости населения" от 1 марта 1991 г. № 803-ХII. Законодательство Украины не определяет количество времени пребывания гражданина Украины за пределами Украины при выполнении последним своих трудовых обязанностей по найму у нерезидента, по истечении которого (такого времени) гражданин Украины считается работающим за пределами Украины, чтобы этим критерием можно было разграничивать работу гражданина Украины по найму у нерезидента на территории Украины от такой работы этого гражданина за пределами Украины. Поэтому представляется целесообразным определять этот промежуток времени с учетом всех обстоятельств конкретного случая, чтобы знать, каким законодательством регулируются трудовые отношения этого гражданина при выполнении последним трудового договора с нерезидентом. Следует считать правомерным подход, при котором гражданин Украины считается работающим за пределами Украины по трудовому договору с нерезидентом, если такой гражданин выполняет преимущественную часть своих трудовых обязанностей именно за пределами Украины. Если это условие не соблюдается, то следует считать, что гражданин работает по трудовому договору с нерезидентом на территории Украины, даже если нерезидент-работодатель находится исключительно за пределами Украины (ст.1 Закона "О занятости населения", ст.8 КЗоТ).
Если гражданин Украины работает на территории Украины на условиях найма у нерезидента, то к регулированию трудовых отношений применяется право Украины (ст.1 КЗоТ), если международным договором Украины с заинтересованным государством не установлено иное (ст.8, 81 КЗоТ). Статья 7 Декрета КМУ "О системе валютного регулирования и валютного контроля" от 19 февраля 1993 г. № 15-93 устанавливает, что работодатели-нерезиденты оплачивают труд резидентов исключительно в валюте Украины наличностью или в безналичной форме. Поэтому оплата труда работодателем-нерезидентом резиденту Украины, работающему по найму у нерезидента на территории Украины, на любой счет в банке Украины может осуществляться только в валюте Украины.
Сбор на обязательное социальное страхование и на обязательное государственное пенсионное страхование
Действующее законодательство Украины в отношении юридических лиц, использующих труд наемных работников, устанавливает обязанность уплачивать отчисления на обязательное социальное страхование и обязательное государственное пенсионное страхование. Статьей 1 Закона Украины "О сборе на обязательное социальное страхование" от 26 июня 1997 г. № 402/97-ВР и ст.1 Закона Украины "О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование" от 26 июня 1997 г. № 400/97-ВР установлено, что плательщиками указанных сборов из числа юридических лиц, использующих наемный труд, являются субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, их объединения, бюджетные, общественные и другие учреждения и организации, объединения граждан и другие юридические лица. При этом ст.2 Закона Украины "О предпринимательстве" от 7 февраля 1991 г. № 698-ХII установлено, что субъектами предпринимательской деятельности могут быть юридические лица всех форм собственности, установленных Законом Украины "О собственности" от 7 февраля 1991 г. № 697-ХII. При этом преамбулой Закона "О предпринимательстве" установлено, что этот Закон определяет общие правовые, экономические и социальные начала осуществления предпринимательской деятельности (предпринимательства) гражданами и юридическими лицами на территории Украины, устанавливает гарантии свободы предпринимательства и его государственной поддержки. Согласно ст.6 Закона "О предпринимательстве" предпринимательство в Украине осуществляется в любых организационных формах на выбор предпринимателя. Статьей 8 этого же Закона установлено, что обязательным условием для осуществления предпринимательской деятельности является государственная регистрация субъекта предпринимательской деятельности.
Таким образом, Закон Украины "О предпринимательстве" регламентирует осуществление предпринимательской деятельности на территории Украины, а под субъектами предпринимательской деятельности в данном случае подразумеваются исключительно те субъекты, которые зарегистрированы в качестве таковых в соответствии с законодательством Украины.
Однако иностранное юридическое лицо может быть квалифицировано как иное юридическое лицо, использующее труд наемных работников. В таком случае это иностранное юридическое лицо будет являться плательщиком указанных сборов.
Из изложенного следует вывод о том, что иностранное юридическое лицо, не осуществляющее предпринимательскую деятельность в Украине, является плательщиком сбора на обязательное государственное пенсионное страхование и обязательное социальное страхование.
Сбор в Фонд для осуществления мер по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защите населения
Статьей 2 Закона Украины "О формировании Фонда для осуществления мер по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защите населения" от 20 июня 1997 г. № 386/97-ВР установлено, что плательщиками сбора в Фонд из числа нерезидентов являются физические или юридические лица, созданные в любой организационно-правовой форме, получающие доходы из источников их происхождения из Украины и осуществляющие оплату труда.
Одним из обязательных критериев, наличие которого требуется для того, чтобы нерезидент считался плательщиком сбора, является получение таким нерезидентом доходов из источников их происхождения из Украины. Отсутствие такого критерия, то есть неполучение нерезидентом доходов из источников их происхождения из Украины, освобождает такого нерезидента от уплаты сбора в Фонд Чернобыля.
Подоходный налог с граждан
Статьями 9 и 12 Декрета Кабинета Министров Украины "О подоходном налоге с граждан" от 26 декабря 1992 г. № 13-92 установлена обязанность работодателя удерживать и уплачивать в бюджет суммы подоходного налога с доходов, выплачиваемых работодателями работникам. Каких-либо исключений из данного порядка в случае осуществления выплат нерезидентами действующее законодательство не содержит.
Однако осуществление нерезидентом выплат заработной платы физическому лицу за пределами Украины регулируется специальными нормами Декрета "О подоходном налоге с граждан". Согласно ст.3 Декрета доходы, полученные за пределами Украины гражданами с постоянным местожительством в Украине, включаются в состав совокупного дохода, подлежащего налогообложению в Украине. Если нерезидент в силу своего национального законодательства обязан удерживать и уплачивать налог на доходы, уплачиваемые гражданам Украины, в своей стране, то суммы налога, уплаченные за границей с полученных за пределами Украины доходов гражданами с постоянным местожительством в Украине, зачисляются при уплате ими подоходного налога в Украине. При этом размер зачисляемых сумм налога с доходов, уплаченных за пределами Украины, не может превышать суммы подоходного налога, которая подлежит уплате этими лицами в соответствии с законодательством Украины. Следует иметь в виду, что зачисление уплаченных за пределами Украины сумм налога осуществляется только в случае письменного подтверждения налогового органа соответствующего иностранного государства факта уплаты (удержания) налога.
Статьей 4 Декрета определено, что если международным договором Украины установлены другие правила налогообложения, чем те, которые содержит законодательство Украины о налогообложении, то применяются правила международного договора.
Таким образом, если нерезидент выплачивает заработную плату физическому лицу, проживающему в Украине, путем перечисления денежных средств на счет такого физического лица в банке Украины, то такие доходы можно считать полученными за пределами Украины, поскольку получением дохода в таком случае будет считаться не получение физическим лицом наличных со счета, а списание денег со счета нерезидента в пользу физического лица.
Изложенное выше относится к тем доходам, которые выплачиваются физическому лицу в результате выполнения им трудового контракта, то есть когда нерезидент и физическое лицо вступают в трудовые правоотношения. Если же речь идет о предоставлении физическим лицом определенных услуг нерезиденту, то в этом случае имеется в виду гражданско-правовая сделка.
В случае вступления нерезидента в трудовые правоотношения с физическим лицом, проживающим в Украине, такое физическое лицо будет считаться осуществляющим внешнеэкономическую деятельность. Согласно ст.1 Закона Украины "О внешнеэкономической деятельности" от 16 апреля 1991 г. № 959-XII внешнеэкономическая деятельность - это деятельность субъектов хозяйственной деятельности Украины и иностранных субъектов хозяйственной деятельности, построенная на взаимоотношениях между ними, имеющая место как на территории Украины, так и за ее пределами. А ст.3 этого Закона установлено, что физические лица - граждане Украины, граждане республик Союза ССР, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие гражданскую правоспособность и дееспособность согласно законам Украины и постоянно проживающие на территории Украины, могут быть субъектами внешнеэкономической деятельности.
Статья 1 Закона Украины "О сборе на обязательное социальное страхование" и ст.1 Закона Украины "О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование", устанавливающие перечень плательщиков указанных сборов, не определяют юридическое лицо, являющееся резидентом другой страны, в качестве плательщика указанных сборов.
Перечень плательщиков сбора в Фонд Чернобыля, установленный ст.2 Закона Украины "О формировании Фонда для осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защите населения", также не относит юридических лиц - нерезидентов, вступивших в гражданско-правовые отношения с физическим лицом, проживающим в Украине, к числу плательщиков сбора.
Порядок удержания и уплаты подоходного налога с доходов, уплачиваемых за пределами Украины юридическим лицом - нерезидентом физическому лицу, проживающему в Украине, за предоставление последним услуг согласно гражданско-правовому договору, является аналогичным порядку выплаты доходов по трудовому договору, указанному выше.
Array
Похожие записи
![Отказ предпринимателя от исполнения обязательств по договору](https://www.buhgalteria.com.ua/wp-content/plugins/Releated_posts/images/def-similar.png)
Отказ предпринимателя от исполнения обязательств по договору
20.05.2017
![ОСОБОЕ МНЕНИЕ! Предприятие получило предоплату в конце 1998 года и уплатило с этой суммы налог на прибыль. С 01.01.99 г. предприятие является плательщиком единого налога. Услуги, за которые была получена предоплата, предоставлены в I квартале 1999 года. Надо ли начислять единый налог, исходя из суммы предоставленных услуг в I квартале 1999 года?](https://www.buhgalteria.com.ua/wp-content/plugins/Releated_posts/images/def-similar.png)
ОСОБОЕ МНЕНИЕ! Предприятие получило предоплату в конце 1998 года и уплатило с этой суммы налог на прибыль. С 01.01.99 г. предприятие является плательщиком единого налога. Услуги, за которые была получена предоплата, предоставлены в I квартале 1999 года. Надо ли начислять единый налог, исходя из суммы предоставленных услуг в I квартале 1999 года?
03.04.2000
![Погашение кредита учредителем предприятия](https://www.buhgalteria.com.ua/wp-content/plugins/Releated_posts/images/def-similar.png)
Погашение кредита учредителем предприятия
07.09.2013