ИЗМЕНЕНИЕ МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ БЕЗ УВЕДОМЛЕНИЯ ГОСОРГАНОВ
Предприятие арендовало помещение по адресу, указанному как местонахождение предприятия в органах госрегистрации, в ГНИ, в фондах и т.п. Потом переехало в другое помещение, тоже арендованное, расположенное в том же административном районе. Проверка, проведенная налоговой милицией, выявила нарушение. По словам проверяющих, нарушение заключается в том, что предприятие не уведомило ГНИ об изменении своего местонахождения. Правы ли проверяющие? Что грозит предприятию и его должностным лицам за данное нарушение?
Кадровий аутсорсинг

На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3

Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере

Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Местонахождением юридического лица1 является «адрес органа или лица, которые в соответствии с учредительными документами юридического лица или законом выступают от его имени» (ст.93 ГКУ2, ст.1 Закона № 7553). Сведения о местонахождении юридического лица содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц — предпринимателей (ст.17 Закона № 755). В Единый реестр они переносятся из регистрационной карточки, которая представляется госрегистратору при регистрации юридического лица. Эти сведения указываются в Свидетельстве о государственной регистрации юридического лица.
При изменении местонахождения юридического лица Свидетельство подлежит замене. Для этого уполномоченное лицо юридического лица представляет вместе со Свидетельством заполненную регистрационную карточку с изменениями (п.6 ст.9, ст.19 Закона № 755). Однако непосредственно у госрегистратора нет полномочий проверять соответствие фактического адреса предприятия его местонахождению, указанному в регистрационных документах. Другое дело — налоговая.
Согласно п.11.4 Порядка № 804 «по каждому налогоплательщику, по которому выявлено отсутствие его по местонахождению... и не выяснено его фактическое место расположения (местонахождение), подразделения по учету налогоплательщиков или другие подразделения органа государственной налоговой службы готовят и передают подразделениям налоговой милиции запрос на установление местонахождения... налогоплательщика». К материалам, которые передаются подразделениям налоговой милиции, относятся акт проверки местонахождения налогоплательщика, информация о принятых мерах по выяснению фактического местонахождения налогоплательщика, все полученные сведения о налогоплательщике(в том числе и о фактическом местонахождении) и др.
Если подразделением налоговой милиции подтверждено отсутствие юридического лица по местонахождению согласно сведениям, включенным в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей, оно информирует об этом подразделение по учету налогоплательщиков. Последнее, в свою очередь, должно направить госрегистратору уведомление по форме № 18-ОПП об отсутствии юридического лица по местонахождению (п.11.5 Порядка № 80).
Как видим, перед посещением предприятия налоговой милицией для выяснения его местонахождения соответствующим подразделением по учету налогоплательщиков местной ГНИ должны быть приняты меры по выяснению фактического адреса предприятия (тогда составляется акт проверки местонахождения). Потом передается запрос налоговой милиции на установление местонахождения предприятия. И только после получения запроса и других материалов налоговая милиция должна установить фактический адрес предприятия.
А в связи с чем налоговики могут начать искать предприятие? Такая ситуация возможна, если предприятие не представляет налоговых деклараций или если налоговики направляют предприятию какие-либо запросы, уведомления, письма, однако на них нет никакой реакции, или же если представители налоговой приходят с проверкой по адресу, где предприятием и не пахнет, и т.п. По поводу местонахождения предприятий, исправно уплачивающих налоги, своевременно представляющих налоговую отчетность, вопросов обычно не возникает.
Но все же предположим, что налоговая милиция зафиксировала факт ненахождения предприятия «в нужном месте» и подразделение по учету налогоплательщиков направило госрегистратору уведомление об отсутствии юридического лица по местонахождению по форме № 18-ОПП. Что дальше?
А дальше госрегистратор не позднее десяти дней после получения уведомления от ГНИ обязан направить по местонахождению предприятия заказным письмом уведомление о необходимости получения от предприятия регистрационной карточки о подтверждении сведений о юридическом лице (п.8 ст.19 Закона № 755). И даже если предприятие фактически находится по другому адресу, но не позднее месяца с даты направления госрегистратором уведомления представит ему вместе со старым Свидетельством о госрегистрации заполненную регистрационную карточку о внесении изменений в сведения о юридическом лице, никакие санкции ему не угрожают. Ему выдадут новое Свидетельство, в налоговую сообщат о внесении изменений и все (конечно, если это — единственное нарушение).
Если же предприятие в установленные сроки такую карточку не представит, или письмо вернут госрегистратору с отметкой отделения связи об отсутствии предприятия по указанному адресу, госрегистратор обязан внести в Единый реестр запись об отсутствии юридического лица по его местонахождению или отсутствии подтверждения сведений о юридическом лице. А это уже является основанием для обращения в суд руководителя органа ГНС с заявлением (исковым заявлением) об отмене государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности, вынесения судебного решения о прекращении юридического лица (п.8.6 Порядка № 80).
Возможен и еще один неприятный момент: налоговая может признать все налоговые накладные — как выписанные предприятием, так и полученные им — недействительными, поскольку там указано «не то» местонахождение. Как следствие, и предприятие, и его контрагенты лишатся налогового кредита.
Правда, в п.2 своего письма от 26.01.2007 г. № 10-1118/2795 ГНАУ абсолютно справедливоотметила, что неправильное указание адреса не делает налоговую накладную недействительной. Но письмо письмом, а на практике могут уменьшить налоговый кредит. А потом — бегай, доказывай свою правоту.
Для других налогов рассмотренная ситуация не будет иметь никаких последствий (заметим, что предприятие не изменило административный район). То же касается указания в налоговых декларациях «не того адреса» — за это ничего не грозит. Однако во избежание недоразумений советуем предприятиям при изменении местонахождения своевременно вносить изменения в регистрационные документы.
Array
Похожие записи

Учет операций с инвестиционными активами
29.07.2004

ОПЛАТА ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА РАБОТНИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
15.07.2004

КОРРЕКТИРОВКА ВАЛОВЫХ ДОХОДОВ СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ
14.10.2010