ЕСЛИ ЦЕНА ТОВАРА НЕ СОВПАДАЕТ С ЦЕННИКОМ
При расчете за приобретенный товар в магазине самообслуживания было выявлено несоответствие цены товара в чеке стоимости, указанной на ценнике. Кассир объяснил это тем, что были установлены новые цены, а ценники не успели поменять. Что в такой ситуации грозит предприятию?
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Во-первых, в данном случае имеет место нарушение правил торговли. В соответствии с п.20 Порядка № 833(1) продажа товаров осуществляется субъектом хозяйствования по ценам, которые устанавливаются согласно законодательству. Цены на товары и продукцию указываются на ярлыках (ценниках) или в указателях цен.
Во-вторых, налицо нарушение прав потребителей, о чем свидетельствует обозначение цены ненадлежащим образом (пп.7 части первой ст.21 Закона о защите прав потребителей(2)). Ведь в розничной торговле заключается публичный договор (часть вторая ст.698 ГКУ(3)) и указанная на ценнике цена является существенным условием такого договора (часть вторая ст.699 ГКУ).
Напомним также, что согласно части третьей ст.19 Закона о защите прав потребителей запрещается как вводящее в заблуждение «предложение для реализации продукции по определенной цене, если существуют основания считать, что продавец или исполнитель не сможет предоставить такую продукцию по такой цене или в таких объемах, что можно предположить, учитывая предлагаемую цену и характеристики продукции».
Итак, продавец обязан продать товар именно по той цене, которая указана на ценнике. При этом обстоятельства несвоевременной замены ценника значения не имеют.
Данные о цене относятся к информации о продукции (часть первая ст.15 Закона о защите прав потребителей). За отсутствие необходимой, доступной, достоверной и своевременной информации о продукции согласно пп.7 части первой ст.23 этого Закона к субъектам хозяйствования применяется штрафная санкция в размере 30% стоимости полученной для реализации партии товара, но не менее 5 ннмдг (85 грн.). Кроме того, на виновных лиц может быть наложен административный штраф по ст.1561 КоАП(4) или по ст.155 КоАП(5) в размере от 1 до 10 ннмдг (от 17 до 170 грн.). Эти штрафы налагают органы Госпотребинспекции.
Продавцы розничных магазинов с этими нормами, как правило, тоже знакомы. Однако в ситуации, когда покупатель выявляет ценовое несоответствие, они действуют по-разному. В одних случаях внимательному покупателю возвращают разницу в цене, в других — предлагают возвратить товар или же оплатить его по более высокой цене.
Во втором случае права потребителя также нарушаются. Согласно части четвертой ст.633 ГКУ предприниматель не имеет права отказаться от заключения публичного договора при наличии у него возможностей предоставления потребителю соответствующих товаров. В случае необоснованного отказа предпринимателя от заключения публичного договора он должен возместить убытки, причиненные потребителю таким отказом. А убытки в данном случае вполне могут быть, поскольку покупатель тратит свое время на выбор товара, от которого он иногда вынужден отказаться.
Итак, покупатель может проинформировать кассира или же администратора магазина о нарушении его прав как потребителя. Если продавец согласится вернуть разницу в цене, то вопрос будет решен. Если же договориться об этом не удастся, лучше отказаться от договора и вернуть товар продавцу (часть третья ст.700 ГКУ).
Спорные вопросы, связанные с реализацией прав потребителя, решаются в порядке искового производства (п.4 Постановления № 5(6)). Причем судебная практика свидетельствует о том, что потребителям, в основном, не удается отстоять право на получение компенсации за моральный вред, причиненный вследствие несоответствия информации на ценниках (см. решения Днепровского районного суда г.Киева от 10.06.2008 г. по делу № 2-1127/08(7), Печерского районного суда г.Киева от 08.09.2010 г. по делу № 2-7427/10(8)).
Суды не принимают в качестве надлежащего доказательства допущенного нарушения даже фотографии ценников. А применительно к моральному вреду придерживаются позиции, что компенсация такого вреда по Закону о защите прав потребителей возможна только, если он причинен опасной для жизни и здоровья людей продукцией. Так что, обращаться в суд по таким вопросам смысла нет.
Более перспективной представляется подача жалобы в орган Госпотребинспекции, адрес и телефон которой должны быть указаны в уголке потребителя(9) каждого магазина. Нескольких внеплановых проверок этого органа отобьют желание у продавца нарушать права потребителя. Ведь во время их проведения, как правило, выявляется немало нарушений(10).
Влада КАРПОВА, консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению, к.э.н.
Array
Похожие записи
Пояснения контрагента как основание для признания хозоперации фиктивной
05.05.2017
Налог на фрахт и ндс: пользование вагонами нерезидента
26.04.2013
НЕПОЛНАЯ РАБОЧАЯ НЕДЕЛЯ: ОТЧЕТНОСТЬ ПО ЕСВ
27.10.2014