Банковская тайна частного предпринимателя
Имеют ли право работники органов ГНС требовать от частного предпринимателя не в рамках его проверки банковские выписки?
Кадровий аутсорсинг

На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3

Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере

Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Вопрос задан частным предпринимателем, однако ответ актуален не только для этой категории субъектов хозяйствования, но и для юридических лиц. Законодательством не предусмотрены какие-либо особенности регулирования этих взаимоотношений в зависимости от статуса владельца банковской тайны.
При ответе на этот вопрос нужно исходить из того, что «информация о деятельности и финансовом положении клиента, которая стала известна банку в процессе обслуживания клиента и взаимоотношений с ним или третьим лицам при предоставлении услуг банка и разглашение которой может причинить материальный или моральный вред клиенту, является банковской тайной» (ст.60 Закона Украины от 07.12.2000 г. № 2121-III «О банках и банковской деятельности»). Банковской тайной считаются, в част¬ности, сведения о банковских счетах клиентов, операциях, которые были проведены в пользу или по поручению клиента, совершенных им сделках, финансово-экономическом положении клиентов, коммерческой деятельности клиентов или коммерческой тайне, любая другая коммерческая информация.
Как следует из Положения об организации операционной деятельности в банках Украины, утвержденного постановлением НБУ от 18.06.2003 г. № 254, банковские выписки подтверждают выполненные за день операции клиента банка. Они предна¬значены для выдачи или направления клиенту. Порядок, периодичность печатания и форма предо¬ставления выписок (бумажная или электронная) оговариваются договором банковского счета (п.5.5—5.6 указанного Положения).
Следовательно, банковские выписки содержат информацию, которая представляет собой банковскую тайну. Владельцем такой тайны выступает клиент банка, а держателем банковской тайны — НБУ, банки и некоторые госорганы. Такой вывод сделан в обобщении Верховного Суда Украины от 21.12.2009 г. «Судебная практика рассмотрения дел о раскрытии банками информации, содержащей банковскую тайну, относительно юридических и физических лиц»1.
Подпункт 20.1.3 ст.20 НКУ разрешает налоговым органам получать бесплатно от налогоплательщиков, а также от учреждений НБУ, коммерческих банков и других финансовых учреждений:
– справки в порядке, установленном указанным Закономи НКУ;
– справки и/или копии документов о наличии банковских счетов;
– на основании решения суда —информацию об объеме и обращении денежных средств на счетах, в том числе о непоступлении в установленные сроки валютной выручки.
Статья 62 упомянутого Закона разрешает банкам раскрывать информацию о юридических и физических лицах, которая содержит банковскую тайну, в следующих, в частности, ситуациях:
– по письменному запросу или с письменного разрешения владельца такой информации;
– по письменному требованиюсуда или по решению суда;
– органам прокуратуры Украины, Службы безопасности Украины, Министерства внутренних дел Украины, Антимонопольного комитета Украины — по их письменному требованию относительно операций по счетам конкретного юридического лица или физического лица — субъекта предпринимательской деятельности за конкретный промежуток времени;
– органам Государственной налоговой службы Украины по их письменному требованию по вопросам налогообложения или валютного контроля относительноопераций по счетам конкретного юридического лица или физического лица — субъекта предпринимательской деятельностиза конкретный промежуток времени.
В данном случае наблюдается противоречие. С одной стороны, указанный Закон позволяет налоговым органам получать информацию, связанную с операциями по счетам налогоплательщика, без предварительного обращения в суд. С другой стороны, если руководствоваться НКУ, то такого рода информация может быть получена лишь после судебного вмешательства.
Но как бы там ни было, если налоговые органы интересуются операциями, которые были проведены в пользу или по поручению клиента, им стоит обратиться за такой информацией в банк.
Однако если такой интерес проявляется в ходе проверки налогоплательщика, то предоставление имеющейся в распоряжении налогоплательщика информации, полученной от банка, по мнению автора, должно происходить по правилам, установленным п.85.3 ст.85 НКУ для конфиденциальной информации. А это означает, что передача таких «документов для их осмотра, изучения и их возврат оформ¬ляются актом в произвольной форме, который подписывается должностным (служебным) лицом органа государственной налоговой службы и налогоплательщиком (его представителем)» (п.85.3 ст.85 НКУ).
Array
Похожие записи

Товар по доверенности. Срок действия доверенности
13.02.2002

Сбор на обязательное государственное пенсионное страхование при бесплатной работе по контракту
13.06.2001

ТРАНСПОРТНОЕ ЭКСПЕДИРОВАНИЕ
17.01.2007