АМОРТИЗАЦИЯ И СРОК СЛУЖБЫ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
Предприятием приобретено офисное помещение, за которое была осуществлена частичная предоплата. Имеется акт приемки-передачи. Дополнительно выполнены работы, которые отнесены на удорожание помещения, но не все оплачены. Какая сумма подлежит амортизации в бухгалтерском и налоговом учете: все расходы по офису или только те, которые оплачены? Существует ли минимальный срок службы помещений (1 группа) и может ли он быть равен 25 годам?
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
В первую очередь ответим на вопрос о начислении в рассматриваемой ситуации амортизации. Напомним, что правила налогового и бухгалтерского учета здесь могут существенно отличаться. Поэтому остановимся на них отдельно.
Правила начисления бухгалтерской амортизации регулируются нормами п.22—30 ПБУ-71. Объектом амортизации в бухгалтерском учете является «стоимость основных средств», которая никоим образом «не привязывается» к факту оплаты за такие основные средства. Определяется она на основании норм пп.8—14 ПБУ-7 (в зависимости от способа приобретения объекта). И в рассматриваемом случае в нее войдут как собственно расходы на приобретение помещения, так и стоимость тех дополнительных работ, которые были проведены в этом помещении до момента его ввода в эксплуатацию. То есть для бухгалтерского учета не имеет никакого значения, оплачены приобретенные предприятием основные средства и связанные с ним работы или еще нет. «Бухгалтерская амортизация» начнется для них с «месяца, следующего за месяцем, в котором объект основных средств стал пригодным для полезного использования» (п.29 ПБУ-7).
В налоговом учете такой однозначности, к сожалению, нет. Дело в том, что налоговые правила начисления амортизации изложены в ст.8 Закона о прибыли, и звучат они следующим образом: «амортизации подлежат расходы на…» (пп.8.1.2), балансовая стоимость группы увеличивается на «сумму расходов, понесенных на…» (пп.8.3.2), «в случае осуществления расходов на приобретение…» (пп.8.4.1) и др. Таким образом, если читать нормы Закона о прибыли буквально, то получается, что амортизировать в налоговом учете необходимо только понесенные расходы. То есть в данном случае только ту их часть, которая уже оплачена. Однако такой подход на сегодняшний день является скорее перестраховочным, чем объективно вытекающим из норм Закона о прибыли.
В большинстве случаев и предприятия, и проверяющие придерживаются трактовки, изложенной в письме ГНАУ от 21.04.2003 г. № 3859/6/15-11162, в котором указано, что «для основных фондов 1 группы начисление амортизации осуществляется со следующего квартала после ввода их в эксплуатацию, а для основных фондов групп 2, 3 и 4 — с квартала, следующего за кварталом оприходования материальных ценностей, входящих в состав этих групп независимо от фактического осуществления рассчетов за такие основные фонды».
Следовательно, если предприятие не относит себя к числу наиболее осторожных налогоплательщиков, амортизировать в рассматриваемой ситуации можно всю стоимость приобретенных основных фондов (с учетом стоимости дополнительных работ), не дожидаясь факта оплаты таких расходов (однако учитывая ограничения относительно объектов 1 группы по поводу ввода их в эксплуатацию)3.
Что касается минимального срока эксплуатации основных фондов, то для налогового учета он никакого значения не имеет (налоговая амортизация от срока использования объектов, как известно, не зависит). В бухгалтерском учете этот вопрос регулируется нормами ПБУ-7. В частности, в п.23 ПБУ-7 говорится о том, что срок полезного использования актива устанавливается предприятием самостоятельно. А в п.24 этого же стандарта приводятся условия, которые необходимо учитывать при установлении этого срока: ожидаемое использование объекта предприятием с учетом его мощности или продуктивности, ожидаемый физический и моральный износ, правовые или другие ограничения относительно срока использования объекта, другие факторы.
То есть каких-либо конкретных минимальных сроков полезного использования объектов основных средств законодательством не предусмотрено. Поэтому если срок предполагаемого полезного использования объекта (25 лет) будет каким-либо образом обоснован (подтвержден внутренними документами, в которых будут приведены те факторы, которые на него указывают), то никаких законодательных норм предприятием нарушено не будет. Если же по прошествии какого-то времени возникнет необходимость в его пересмотре, то такая возможность у предприятия тоже будет (п.25 ПБУ-7).
Array
Похожие записи
Изменения в порядок предоставления отпусков и перенесения их на другие сроки
05.06.2001
Закон Украины от 07.03.2002 г. № 3095-III «О внесении изменений в Закон Украины «О хозяйственных обществах»
28.01.2003
Применение при исчислении подоходного налога с граждан показателя не облагаемого налогом минимума доходов граждан
24.01.2002