НАЛОГОВЫЙ КРЕДИТ ПРИ ПРИОБРЕТЕНИИ ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ
Предприятие — плательщик НДС двумя способами (кассовым и по правилу первого события) в январе 2004 г. приобрело легковой автомобиль для служебных поездок руководителя. Оплату осуществило в феврале частично за счет кредитных денежных средств. В соответствии с надлежащим образом оформленной налоговой накладной предприятие отразило в январе налоговый кредит на сумму 15000 грн.
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Имеет ли право налоговый инспектор при проведении проверки снять с налогового кредита данную сумму, мотивируя это тем, что оплата осуществлена в феврале, что НДС уплачен кредитными средствами, а также тем, что автомобиль может использоваться руководителем не в производственных целях? Как доказать, что автомобиль был использован для хозяйственной деятельности?
Однозначно ответить, к сожалению, на вопрос о правомочности отражения предприятием налогового кредита по НДС по правилу первого события не представляется возможным. Поскольку из вопроса неясно, на основании какой нормы Закона об НДС предприятие начисляет налоговые обязательства по НДС по кассовому методу.
Возможно, налогоплательщик применяет пп.7.3.5 ст.7 Закона об НДС. Согласно этому подпункту датой возникновения налоговых обязательств при продаже товаров (работ, услуг) с оплатой за счет бюджетных средств является дата «поступления таких средств на текущий счет плательщика налога или дата получения соответствующей компенсации в любом другом виде, включая уменьшение задолженности такого плательщика налога по его обязательствам перед таким бюджетом» . Но при применении данного подпункта не установлено, что и на налоговый кредит право у такого налогоплательщика-продавца возникает также по факту перечисления им денежных средств в оплату товаров (работ, услуг). Таким образом, предприятие имеет право на отражение налогового кредита по приобретенному автомобилю в январе
(в том отчетном периоде, когда автомобиль был получен) и требования исключить из налогового кредита сумму НДС только по той причине, что автомобиль не оплачен, не правомочны.
Если же предприятие при начислении налоговых обязательств по НДС руководствуется п.11.11 ст.11 Закона об НДС, то требования налогового инспектора правомочны. Кассовый способ определения базы налогообложения в этом случае предусматривает, что дата возникновения налоговых обязательств и дата возникновения налогового кредита определяются по дате поступления (списания) денежных средств.
Что касается оплаты основных фондов за счет кредитных средств, то ни Закон о прибыли, ни Закон об НДС не ставят в зависимость начисление амортизации и право на отражение налогового кредита по НДС от источника получения денежных средств. Закон о прибыли устанавливает единственный критерий для амортизации — использование основных фондов в хозяйственной деятельности предприятия. А пп.7.4.1 ст.7 Закона об НДС уже увязывает налоговый кредит с амортизируемыми расходами. Следовательно, приобретение автомобиля за счет кредитных средств не может служить основанием для неотражения налогового кредита. Важно, чтобы приобретенный автомобиль был зачислен в состав основных, а не непроизводственных фондов. Аналогичный вывод содержится в письме ГНАУ от 04.08.2003 г.
№ 6699/6/15-2415-12: «главным критерием для получения права на налоговый кредит по приобретенным или сооруженным основным фондам является их участие в хозяйственной деятельности и соответствующая амортизация таких фондов».
Доказать принадлежность автомобиля к основным фондам с соответствующим начислением амортизации можно, например, методом «от обратного»: автомобиль (пусть он даже легковой) не относится к непроизводственным фондам. Под термином «непроизводственные фонды» согласно пп.8.1.4 ст.8 Закона о прибыли понимаются, прежде всего, капитальные активы, которые не используются в хозяйственной деятельности. Хозяйственная деятельность — это деятельность, направленная на получение дохода в денежной, материальной или нематериальной формах.
Если считать, что поездки руководителя не связаны с хозяйственной деятельностью, то ситуацию можно довести до абсурда: можно говорить о том, что содержание всего аппарата управления не связано с хозяйственной деятельностью, поскольку напрямую не приносит дохода. Безусловно, это не правильно, так как поездки руководителя связаны исключительно с получением предприятием дохода (то есть с хозяйственной деятельностью). Это и заключение договоров, и переговоры с потенциальными поставщиками и заказчиками, и посещение органов ГНС (как неотъемлемая часть все той же хозяйственной деятельности) и др. Первичным документом, которым оформляется работа легкового транспорта, является «Путевой лист служебного легкового автомобиля», форма которого утверждена приказом Госкомстата Украины от 17.02.98 г. № 74. И именно Путевой лист будет документом, который требуется согласно пп.5.3.9 ст.5 Закона о прибыли для подтверждения валовых расходов. А особо осторожным налогоплательщикам можно посоветовать в графе «Особые отметки» Путевого листа указывать маршрут передвижения руководителя (хотя в соответствии с порядком заполнения документа эта графа заполняется заказчиком легкового транспорта, ГАИ и другими уполномоченными органами).
Но вернемся к пп.8.1.4 ст.8 Закона о прибыли. Кроме указания на использование капитальных активов в хозяйственной деятельности, в этом подпункте сказано, что к непроизводственным фондам относятся капитальные активы, подпадающие под определение:
группы 1 основных фондов;
групп 2, 3 и 4 основных фондов, являющиеся неотъемлемой частью, размещенные или используемые для обеспечения деятельности непроизводственных фондов группы 1.
Это может означать только одно: автомобиль, который по классификации пп.8.2.2 ст.8 Закона о прибыли относится к группе 2, не может быть непроизводственным, поскольку не используется «для обеспечения деятельности непроизводственных фондов группы 1». Наоборот, он имеет непосредственное отношение и обеспечивает деятельность самых что ни на есть основных фондов — офиса предприятия.
И напоследок отметим, что, начиная с 2003 года, Закон о прибыли частично (в размере 50%) позволяет включать в валовые расходы затраты на приобретение ГСМ для легковых автомобилей. И при этом освобождает налогоплательщика от доказывания связи таких расходов с его хозяйственной деятельностью (пп.5.4.10 ст.5 Закона о прибыли). И если расходы на ГСМ безо всяких доказательств — это валовые расходы (то есть расходы хозяйственной деятельности), то уж сам-то автомобиль никак нельзя не амортизировать.
Array
Похожие записи
Отчуждение имущества и подоходный налог
20.06.2001
Переход на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности предприятия — юридического лица
12.05.2003
ТОРГОВЫЕ ПАТЕНТЫ И ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ
13.06.2006