НАЛОГ НА РЕКЛАМУ: СХЕМА ВЗИМАНИЯ И ОТРАЖЕНИЯ В ДЕКЛАРАЦИИ
ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ
Заказчик обращается в рекламное агентство с просьбой о размещении рекламы. Рекламное агентство само рекламу не размещает, а заказывает услугу у лица, непосредственно размещающего рекламу (распространителя рекламы).
Объектом налогообложения является стоимость услуг по размещению рекламы. А взимание налога на рекламу происходит следующим образом:
- заказчик уплачивает налог на рекламу рекламному агентству в составе стоимости услуг по размещению рекламы;
- рекламное агентство удерживает налог из сумм, поступивших от заказчика. При этом в бюджет агентство перечисляет сумму налога, рассчитанную исходя из разности между полной стоимостью услуг по размещению рекламы и стоимостью услуг, предоставляемых распространителем рекламы;
- распространитель рекламы удерживает налог из сумм, поступивших от рекламного агентства. В бюджет он перечисляет всю удержанную сумму налога.
Какими нормативными документами можно подтвердить такой порядок уплаты налога на рекламу? Как в декларации по налогу на прибыль отразить налог на рекламу всем сторонам, задействованным в процессе заказа и размещения рекламы?
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Налог на рекламу является местным налогом, который вводится на территории конкретной административно-территориальной единицы решениемсельского, поселкового или городского совета. При этом местный совет должен руководствоваться требованиями ст.11 Декрета о местных налогах1, в которой очерчены общие принципы взимания налога. Вводя налог, местный совет должен установить конкретный порядок налогообложения, не превышая своих полномочий и действуя лишь в рамках указанного Декрета.
Обычно в решениях местных советов этот порядок выглядит следующим образом:
- первый этап — заказчик рекламы, оплачивая услуги по установке и размещению рекламы, перечисляет налог на рекламу распространителю рекламы. Этот налог специально выделяется в расчетных и платежных документах;
- второй этап — распространитель рекламы, получая налог на рекламу от различных рекламодателей, аккумулирует его на своем банковском счете;
- третий этап — тот же распространитель рекламы в сроки, определенные в решении органа местного самоуправления, перечисляет налог на рекламу в местный бюджет.
В ситуации, изложенной в вопросе, при размещении рекламы задействовано еще и рекламное агентство — фактический посредник между заказчиком и распространителем рекламы (как видно из вопроса, с заказчиком заключается не посреднический, а прямой договор). А описанная схема взимания налога на рекламу прямо не предусмотрена ни одним нормативным актом. Поэтому возникают сомнения в отношении возможности уплаты этого налога рекламным агентством по «сальдовому» методу, то есть перечисления в бюджет разницы между суммой налога, полученной от заказчика рекламы, и суммой налога, уплаченной распространителю рекламы.
Однако налоговики вначале «на местах» (см. письмо ГНА в г.Киеве от 18.09.97 г. № 18-01/3/6492), а затем и на самом высоком уровне (см. письмо ГНАУ от 14.02.2005 г. № 410/10/31-106) отметили, что так поступать не только можно, но и нужно2. Важно лишь, чтобы налог на рекламу выделялся во всех платежных и расчетных документах, а у рекламного агентства были в наличии первичные документы, свидетельствующие о перечислении таким агентством налога конечному распространителю.
Что же касается порядка отражения налога на рекламу в декларации по налогу на прибыль, то он не только не установлен однозначно на уровне законодательства, но и не описан ни в одном из обнародованных писем налоговых органов. Поэтому любой налогоплательщик может выбирать наиболее удобный вариант по своему усмотрению, а в случае возможных претензий налоговиков ссылаться на правило конфликта интересов (пп.4.4.1 ст.4 Закона № 21813).
При этом одной из проблем является то, что все три звена описанной в вопросе цепочки считаются плательщиками налога на рекламу. Заказчика можно считать плательщиком налога исходя из норм ст.11 Декрета о местных налогах и в связи с прямым указанием в большинстве решений органов местного самоуправления, а рекламное агентство и распространителя рекламы — согласно п.1.1 ст.1 Закона № 2181 (как лиц, обязанных удерживать налог и уплачивать его в бюджет).
Еще одна проблема состоит в неоднозначности ответа на следующий вопрос: считать, что налог на рекламу удерживается из поступившей суммы денежных средств (ведь налог включен в стоимость рекламных услуг), или этот налог начисляется на стоимость таких услуг (за размещение одноразовой рекламы — 0,1%, за размещение рекламы на длительное время — 0,5% стоимости)? А от этого ответа как раз и будет зависеть, какими нормами Закона о прибыли следует пользоваться всем трем плательщикам налога на рекламу для корректного отражения его в строках декларации. И любой из вариантов будет обладать тем или иным изъяном («играющим» как в пользу налогоплательщика, так и против него).
К примеру, может быть такой вариант.Заказчик отражает налог на рекламу в составе рекламных валовых расходов, заполняя строку 04.1 декларации по первому событию (дате их оплаты или дате фактического получения рекламных услуг). При этом он поступает осторожно, учитывая ограничительный характер пп.5.4.4 ст.5 Закона о прибыли. Кроме того, поскольку у заказчика не возникает обязанности уплаты налога в бюджет, ни строку 04.6декларации, ни приложение Р1 ему лучше не заполнять.Рекламное агентство должно увеличить валовой доход на сумму налога на рекламу, полученного от заказчика. В Законе о прибыли нет ни одной нормы, позволяющей этого не делать, а согласно пп.4.1.6 ст.4 Закона в состав валового дохода включаются не только доходы из конкретных, но и из других, не перечисленных в названном подпункте источников. Поэтому этот налог в составе полной стоимости рекламных услуг по первому событию (на дату получения оплаты от заказчика или на дату фактического предоставления услуг) логично отражать в строке 01.1.
Поскольку рекламное агентство само выступает заказчиком по отношению к распространителю рекламы, то налог на рекламу, рассчитанный исходя из стоимости услуг распространителя, в составе этой стоимости по первому событию (дате оплаты услуг или дате фактического получения) агентство может включить в валовые расходы согласно общему пп.5.2.1 ст.5 Закона о прибыли. Тогда налог отражается в строке 04.1 декларации.
Другое дело — налог на рекламу, который агентство обязано уплатить в бюджет и сумма которо-
го определяется по сальдовому методу. Эту сумму налога по дате его начисления (эта дата наступает в том налоговом периоде, когда заказчик оплатил услуги) или дате уплаты в бюджет имеет смысл относить к составу валовых расходов согласно пп.5.2.5 ст.5 Закона о прибыли и отражать в строке 04.6 декларации и строке 4.6.22 приложения Р1.Распространитель рекламы увеличивает валовой доход на сумму налога, полученного от рекламного агентства. Этот налог в составе стоимости услуг распространителя по первому событию (на дату получения оплаты от агентства или на дату фактического предоставления услуг) отражается в строке 01.1 декларации.
Сам же налог, который распространитель рекламы должен уплатить в бюджет, по первому событию (по начислению, то есть на дату оплаты услуг рекламным агентством, или по оплате, то есть на дату перечисления налога в бюджет) увеличивает валовые расходы согласно пп.5.2.5 ст.5 Закона о прибыли. Указанную сумму налога распространителю рекламы, видимо, нужно отражать в строке 04.6 декларации и строке 4.6.22 приложения Р1.
Array
Похожие записи
ИСПРАВЛЕНИЕ ОШИБОК ПОСЛЕ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ
13.05.2010
Льготы по уплате земельного налога для предприятия
27.05.2003
Переход на общую систему налогообложения
11.09.2003