Бонус за крупную покупку
Договором поставки предусмотрено предоставление покупателю бонуса (мотивационной выплаты), если тот приобретает за месяц товар на определенную сумму. Каковы налоговые последствия получения бонуса в части НДС?
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Нужно отметить, что вопрос о бонусах (мотивационных выплатах) уже имеет определенную историю. До 01.01.2011 г. (даты вступления в силу НКУ) фискальные органы вполне обоснованно считали, что бонусы и аналогичные выплаты не соответствуют определению поставки услуг, а значит, не являются объектом обложения НДС(1). Полученные средства признавались безвозвратной финансовой помощью и не включались в налоговые расходы плательщика.
Ситуация коренным образом изменилась со вступлением в силу НКУ. Сославшись на новые налоговые нормы, ГФС решила, что бонусы выплачиваются не просто за приобретение товара, а как компенсация за выполнение покупателем определенных действий, а именно: соблюдение точности закупочных прогнозов, соблюдение ассортимента, выполнение плана закупок и т.д. Поскольку мотивационные выплаты направлены на стимулирование сбыта, то они признаются маркетинговыми услугами, определение которых дано в пп.14.1.108 ст.14 НКУ, и являются объектом обложения НДС у получателя согласно п.185.1 ст.185 НКУ. Такое мнение ГФС неоднократно озвучивала в своих консультациях и письмах, которые актуальны и сегодня(2).
То, что контролеры изменили свою позицию, мало связано с изменениями в законодательстве, но зато говорит о неоднозначности рассматриваемого вопроса. Во многом его решение связано с условиями заключенного договора. Если помимо обычной продажи товара в нем прописаны дополнительные обязанности покупателя (например, составлять план закупок, размещать определенным образом товар на полках и т.п.), которые количественно могут быть измерены, и за их выполнение предусмотрена выплата вознаграждения — есть все основания говорить о факте предоставления продавцу товара маркетинговых или консультационных услуг. Операцию предоставления услуг может подтверждать первичный документ, например, акт, с указанием объема предоставленных услуг и суммы бонуса, что является еще одним подтверждением возникновения объекта обложения НДС. В этом случае продавец должен по первому событию зарегистрировать налоговую накладную и увеличить налоговые обязательства.
Но на практике в договорах зачастую такая маркетинговая конкретика не указывается. Они содержат только порядок расчета мотивационных выплат, которые привязаны к объему приобретенного товара. Не исключено, что сумма выплат вообще никак не отразится в договоре, а будет рассчитываться продавцом исходя из только ему понятных критериев, например, своего финансового положения на текущий момент. Покупатель может вообще и не догадываться о возможности получения бонуса. Можно ли в таком случае утверждать, что осуществляется поставка услуг, и в чем они заключаются? Ведь для предоставления маркетинговых услуг должны осуществляться определенные действия (изучаться рынок, составляться планы и графики закупок, определяться ассортимент и т.д.), выделяться определенные ресурсы, привлекаться сотрудники, использоваться активы и т.д. По факту ничего этого не происходит, а значит, никакие услуги не предоставляются. В противном случае любую покупку товара можно трактовать как предоставление услуг со стороны покупателя, что абсурдно по своей сути. А раз нет факта предоставления услуг, то нет и объекта обложения НДС. Но, вероятнее всего, приведенные доводы контролеры при проверке не услышат, и налогоплательщику придется отстаивать свою позицию вплоть до судебного разбирательства.
В данном случае есть и обратная сторона медали. Если стороны согласны, что бонус является платой за предоставленные услуги, то им нужно как можно детальнее прописать в договоре, в чем эти услуги заключаются. Это позволит покупателю избежать проблем при регистрации налоговой накладной, а продавцу — включить сумму НДС в состав налогового кредита.
Мотивационные выплаты, как оплата услуг, должны включаться в состав доходов от реализации (субсчет 703). Если факт предоставления услуг не признается, тогда полученная покупателем сумма относится к другим доходам от операционной деятельности (субсчет 719).
Array
Похожие записи
Доход плательщика единого налога — посредника
18.10.2012
Перевод долга и право на налоговый кредит
06.04.2016
Облагаются ли налогом на добавленную стоимость обязательные курсы по охране труда? Возможно ли применение к ним льготы по НДС в соответствии с пп.5.1.3 ст.5 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость»?
06.11.2000