Банк ошибочно зачислил денежные средства на расчетный счет предприятия
В последний день месяца на расчетный счет предприятия банк ошибочно зачислил денежные средства. Их наличие предприятие обнаружило 1 числа месяца следующего квартала. Поскольку эти денежные средства подлежат возврату, то должно ли предприятие отражать их поступление и списание как увеличение валового дохода в одном отчетном периоде, а валовых расходов в другом отчетном периоде?
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
В хозяйственной деятельности предприятий и банков нередко бывают ситуации, когда деньги поступают «не на тот счет», то есть получателю, которому они не предназначались. Такой получатель называется ненадлежащим*, а сам перевод ошибочным.
До 1995 года по «старым» госбанковским положениям банк должен был списать ошибочно зачисленные деньги даже без согласия клиента (ненадлежащего получателя).
16 марта 1995 года Президент Украины подписал Указ № 227/95 «О мерах по нормализации платежной дисциплины в народном хозяйстве Украины», п.6 которого установлено, что предприятия обязаны возвращать в пятидневный срок плательщикам ошибочно зачисленные на счета этих предприятий денежные средства. При нарушении этого требования с руководителя и главного бухгалтера предприятия взыскивался штраф. В связи с этим в письме НБУ от 04.04.95 г. № 22017/230 было указано, что «возврат ошибочно зачисленных денег осуществляется вне очереди, поскольку они функции платежа не выполняют и к очередности платежей отношения не имеют». И в этом же письме уточнено, что штраф за невозвращение денежных средств взыскивается налоговыми органами.
В письме от 09.01.98 г. № 25-011/46-181 НБУ указал, что если владелец счета не вернул в установленный срок ошибочно полученные денежные средства, то их возврат должен осуществляться в общем претензионно-исковом порядке, так как ни одним законом не предусмотрено бесспорное списание средств со счетов в случае их ошибочного зачисления.
Постановлением правления НБУ от 29.03.2001 г. № 135 была утверждена Инструкция о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте, которой определено, что если денежные средства зачислены ошибочно по вине банка, то он обязан за счет собственных средств осуществить зачисление денег по правильным реквизитам. Одновременно банк направляет ненадлежащему получателю сообщение о необходимости возврата денежных средств, ошибочно зачисленных на его счет. Там же указано, что сам ненадлежащий получатель должен вернуть ошибочно зачисленные денежные средства в сроки, установленные действующим законодательством. Начиная с 16.05.2001 г. (даты опубликования) таким действующим законодательным актом стал Закон Украины от 05.04.2001 г. № 2346-III «О платежных системах и переводе денег в Украине» (далее — Закон № 2346), в п.35.1 ст.35 которого установлено, что «ненадлежащий получатель обязан в течение трех рабочих дней с даты поступления уведомления банка-нарушителя об осуществлении ошибочного перевода инициировать перевод эквивалентной суммы денег банку-нарушителю, при условии получения уведомления этого банка об осуществлении ошибочного перевода». Под банком-нарушителем в этом случае понимается банк, по вине которого произошел ошибочный перевод. При этом этот банк обязан немедленно перечислить сумму перевода надлежащему получателю за счет своих средств с дальнейшим уведомлением ненадлежащего получателя о необходимости вернуть деньги в течение трех рабочих дней (пп.32.3.1 ст.32 Закона № 2346). Если деньги не возвращены, то банк имеет право в судебном порядке требовать от ненадлежащего получателя перечисления указанной суммы, а также пени в размере 0,1% за каждый день просрочки платежа, но не более 10% от суммы перевода (такое же право требования имеет надлежащий получатель по отношению к банку-нарушителю).
В Законе № 2346 не сказано о случаях, когда ошибочное зачисление происходит не по вине банка. Это, скорее всего, связано с введением дополнительных требований к банкам по реконсиляции, то есть к процедуре идентификации реквизитов платежных документов.
В частности, п.22.6 ст.22 Закона № 2346 предусматривает, что банк плательщика должен проверить соответствие номера счета и идентификационного кода плательщика и только после этого принять документ к исполнению. Банк получателя также обязан проверить соответствие номера и кода получателя в расчетном документе и только после этого принять к исполнению. В противном случае банк получателя имеет право задержать сумму перевода на срок до двух рабочих дней для установления надлежащего получателя этих средств. В случае невозможности установления надлежащего получателя банк, который обслуживает получателя, обязан вернуть деньги отправителю. В случае несоблюдения вышеупомянутых требований ответственность за ущерб, нанесенный субъектам перевода, возлагается на банк получателя.
При выполнении таких требований ошибочный перевод может произойти исключительно по вине банка, если только плательщик заведомо не отправил перевод по чужим реквизитам.
Что же делать получателю, если к нему на счет попали чужие денежные средства, особенно в последний день налогового периода? Как было указано выше, исходя из норм п.35.1 ст.35 Закона № 2346 ненадлежащий получатель обязан вернуть деньги при условии получения уведомления от банка об осуществлении ошибочного перевода. Во всех остальных случаях следует понимать, что возврат является делом добровольным, и п.6 Указа Президента от 16.03.95 г. № 227/95 применяться уже не может, так как с момента вступления в силу Закона № 2346 все нормативно-правовые акты применяются в части, не противоречащей ему.
Любые поступления на банковский счет субъекта хозяйственной деятельности интерпретируются органами налоговой службы как доход, который подлежит налогообложению. Например, ошибочно полученная сумма может быть квалифицирована налоговым инспектором как безвозвратная финансовая помощь (пп.4.1.6 ст.4 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции Закона от 22.05.97 г. № 283/97-ВР). Чтобы указанную сумму не включать в состав валового дохода, необходимы основания, а ими согласно Закону № 2346 являются уведомления банка о том, что данный перевод квалифицируется как ошибочный. Поэтому в рассматриваемом случае предприятию не надо спешить и самостоятельно возвращать ошибочно зачисленные на расчетный счет денежные средства, а следует сообщить своему банку о том, что у предприятия нет законных оснований для получения этих денежных средств.
Если на момент составления и предоставление декларации о прибыли предприятие имеет соответствующее уведомление банка об ошибочности данного перевода, то сумму такого перевода можно не отражать в декларации. Если же банк этот перевод по каким-либо причинам не признает ошибочным, то предприятию ничто не мешает оставить эти денежные средства у себя, но в этом случае всегда остается риск того, что «до выяснения обстоятельств» работники налоговой службы «заставят» предприятие включить сумму ошибочного перевода в валовой доход.
*Ненадлежащий получатель — лицо, которое не имеет законных оснований на получение от плательщика суммы перевода, которая вследствие ошибочного перевода поступила на его счет или была уплачена ему в наличной форме (п.1.23 ст.1 Закона Украины от 05.04.2001 г. № 2346-III «О платежных системах и переводе денег в Украине»).
Array
Похожие записи
МЕСТО РЕГИСТРАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
13.03.2012
ОПЕРАЦИИ С ЗАЛОЖЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ
28.07.2004
Отпуск на две недели без сохранения заработной платы
13.08.2002