«Задвоение» платежа по платежной карточке
Консультируют Независимые эксперты

Опубликовано в БУХГАЛТЕРИИ № 15 (1262) от 10 АПРЕЛЯ 2017 года
Александр ЕФИМОВ, доцент кафедры гражданского и трудового права Киевского национального экономического университета имени В. Гетьмана, к.ю.н.

При осуществлении в магазине расчетной операции по платежной банковской карточке сумма покупки была «задвоена», то есть с карточного счета потребителя стоимость товара была списана дважды. Ошибка была выявлена на следующий день после проведения расчетной операции — по банковской выписке. Как вернуть деньги покупателю, если мы не знаем, каким образом его разыскать?

В соответствии со ст.1 Закона о платежных системах(1) электронное платежное средство — это платежный инструмент, предоставляющий его держателю возможность с помощью платежного устройства получить информацию о принадлежащих держателю денежных средствах и инициировать их перевод. А платежная карточка — это электронное платежное средство, используемое, в частности, для инициирования перевода денежных средств со счета плательщика в целях оплаты стоимости товаров и услуг.

Действующим нормативным актом, регулирующим операции с платежными карточками, является Положение № 705(2).

В соответствии с п.4 этого Положения платежная операция — это действие, инициированное пользователем электронного платежного средства, по внесению или снятию наличности со счета, осуществлению расчетов в безналичной форме с использованием этого электронного платежного средства и/или его реквизитов по банковским счетам.

Пункт 5 р.VI Положения № 705 к обязанностям пользователя относит обязанность «контролировать движение денежных средств по своему счету и уведомлять эмитента об операциях, которые не выполнялись пользователем». После выявления факта платежных операций, которые он не выполнял, пользователь обязан уведомить банк способом, предусмотренным договором. До момента такого уведомления пользователем банка риск убытков от осуществления операций и ответственность несет пользователь, а с момента уведомления пользователем банка риск убытков от осуществления операций по электронному платежному средству пользователя несет банк.

При этом согласно п.8 р.VI Положения № 705 эмитент при осуществлении ошибочного или ненадлежащего перевода, если пользователь незамедлительно уведомил о платежных операциях, которые им не выполнялись, после выявления ошибки немедленно восстанавливает остаток денежных средств на счете до того состояния, в котором он был перед выполнением этой операции.

Согласно ст.1 Закона о платежных системах эмитент электронных платежных средств — банк, который является участником платежной системы и осуществляет эмиссию электронных платежных средств.

Помимо эмитента и пользователя в безналичном платеже с использованием банковской карточки участвуют эквайр и торговец. В соответствии с п.2 р.V Положения № 705 эквайр обязан обеспечить технологическое, информационное обслуживание субъектов хозяйствования и других лиц (торговцев) и проведение расчетов с ними по операциям, осуществленным между торговцами и пользователями с использованием электронных платежных средств, на основании договора.

Пункт 1 р.Х Положения № 705 устанавливает обязанность эквайра и эмитента проводить мониторинг в целях идентификации ошибочных и ненадлежащих переводов, субъектов таких переводов и принимать меры по предупреждению или прекращению осуществления указанных переводов. То есть помимо пользователя факт ошибочного платежа может быть выявлен и в ходе указанного мониторинга.

Таким образом, существуют два юридически обоснованных варианта возврата владельцу карточки «задвоенного» платежа:

1. Уведомление пользователем банка — эмитента карточки о «задвоенном» платеже;

2. Выявление факта «задвоения» при осуществлении мониторинга эквайром и эмитентом.

В обоих случаях осуществляется восстановление ошибочно списанной суммы на счете пользователя. Поскольку в первом варианте инициатива исправления «ошибки» принадлежит пользователю, торговец, который выявил «задвоенный» платеж, должен действовать в пределах второго варианта — уведомить банк пользователя и эквайра об ошибочном «задвоенном» платеже. Если такое уведомление совершить способом, который оставит доказательства выполнения такого действия, то торговцу не придется волноваться из-за возврата «задвоенного» платежа пользователю. Ответственность в дальнейшем торговец нести не будет.


(1)Закон Украины от 05.04.2001 г. № 2346-III «О платежных системах и переводе денежных средств в Украине» (прим. ред.).

(2)Положение о порядке эмиссии электронных платежных средств и осуществления операций с их использованием, утвержденное постановлением Правления НБУ от 05.11.2014 г. № 705 (прим. ред.).