Закон об НДС и временный ввоз товаров на территорию Украины
Получено разрешение ГТСУ на применение режима временного ввоза товаров в Украину. Таможня пропускает товары без уплаты НДС (это предусмотрено приказом ГТСУ). Но в Законе об НДС не предусмотрено освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость операций по временному ввозу товаров на территорию Украины. Если налоговая инспекция доначислит НДС, то можно ли будет доказать правомерность того, что при временном ввозе товаров НДС не уплачивается?
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Немного истории. Действительно, в первые годы действия Закона об НДС1 вопрос о начислении «импортного» НДС на товары, временно ввозимые в Украину, весьма широко обсуждался. Работники органов таможенной и налоговой службы требовали при таком ввозе уплачивать НДС независимо от цели ввоза товаров2. При этом и одни, и другие ссылались на одну и ту же норму Закона об НДС — на пп.3.1.2 ст.3, согласно которому операции по ввозу (пересылке) товаров на таможенную территорию Украины, в том числе операции по ввозу (пересылке) имущества по договорам аренды (лизинга)3, залога и ипотеки, считаются объектом обложения НДС.
Плательщиком является лицо, которое ввозит (пересылает) эти товары на таможенную территорию Украины.
Но понимая всю абсурдность ситуации, когда при отсутствии какого-либо перехода права собственности на ввезенные товары импортер должен уплачивать НДС, не имея права на налоговый кредит, ГТСУ разработала Порядок применения таможенного режима временного ввоза (вывоза)4 (далее — Порядок № 173), в котором определила перечень товаров, которые могут пропускаться в режиме временного ввоза (без перехода права собственности), и установила механизм таможенного оформления таких товаров. В настоящее время на таможенную территорию Украины в режиме временного ввоза могут пропускаться товары, которые:
— предназначены для демонстрации или использования на международных выставках, ярмарках;
— предназначены для использования при проведении спортивных, научных, культурно-образовательных и других подобных мероприятий;
— ввозятся по договорам аренды на срок до одного года с обязательным вывозом за пределы Украины;
— ввозятся в целях ремонта;
— ввозятся в связи с коммерческой операцией;
— передаются заказчиками-нерезидентами исполнителям-резидентам как комплектующие элементы для выполнения заказов по договорам (контрактам), не подпадающим под действие Закона Украины «Об операциях с давальческим сырьем во внешнеэкономических отношениях», и обратный вывоз которых таможня контролирует при вывозе собранного оборудования или сооружения;
— ввозятся по международным соглашениям;
— ввозятся в целях сертификации по внешнеэкономическому договору органом сертификации в собранном состоянии и не требуют монтажных работ;
— ввозятся для обустройства офисов представительств иностранных организаций и фирм с дальнейшим вывозом этих товаров;
— транспортные средства, ввозимые на условиях, определенных частями шестой — одиннадцатой статьи 71 Таможенного кодекса Украины;
— ввозятся по договорам подряда для строительства объектов на территории Украины;
— профессиональное оборудование.
При этом все товары, которые временно ввозятся на таможенную территорию Украины, находятся под таможенным контролем с момента ввоза на территорию Украины до момента их обратного вывоза или пропуска таможней для свободного использования на территории Украины (п.1.5 Порядка № 173). Эта норма выделена не случайно, поскольку она имеет важное значение для ответа на вопрос: кто же имеет право контролировать правильность уплаты «импортного» НДС субъектом предпринимательской деятельности — импортером.
Как видим, Порядком № 173 установлен лишь порядок таможенного оформления товаров в режиме их временного ввоза. А применение льгот (преференций) по уплате налогов и сборов при ввозе на таможенную территорию Украины таких товаров в нем не оговорено. Поэтому обратимся к другому нормативному акту ГТСУ, а точнее — к приказу от 09.07.97 г. № 307 (с многочисленными изменениями и дополнениями), которым утверждена Инструкция о порядке заполнения ГТД. Как указано в Классификаторе льгот в обложении товаров налогом на добавленную стоимость (приложение 10 к этому приказу), применение которого обязательно как для декларантов, так и для работников таможни, от обложения НДС освобождаются «операции по ввозу предметов, которые не являются объектом купли-продажи или обмена и ввозятся на таможенную территорию Украины в соответствии с режимом временного ввоза, кроме легковых транспортных средств (код по УКТ ВЭД 8703), ввозимых физическими и юридическими лицами — резидентами, и имущества, ввозимого (пересылаемого) по договорам аренды (лизинга), залога и ипотеки» (код льготы 098 раздел «Другие льготы»). Исходя из этого, на сегодняшний день у работников органов ГТС есть все основания пропустить некоторые товары на таможенную территорию Украины в режиме временного ввоза без уплаты НДС. Тем более, что такое их право закреплено п.10.2 ст.10 Закона об НДС, согласно которому контроль за взиманием и перечислением НДС в бюджет при ввозе (пересылке) товаров на таможенную территорию Украины осуществляют непосредственно таможенные органы Украины.
А что же работники органов ГНС? Могут ли они в данной ситуации доначислить импортеру налоговые обязательства по уплате «импортного» НДС?
Чтобы ответить на этот вопрос, следует обратиться к Порядку осуществления таможенными органами контроля за уплатой налогоплательщиками налога на добавленную стоимость и акцизного сбора, которые взимаются при ввозе (пересылке) товаров и других предметов на таможенную территорию Украины, утвержденному совместным приказом ГНАУ и ГТСУ от 16.03.2001 г. № 109/1885 (далее — Порядок № 109/188). Этим совместным приказом как раз и установлены функциональные обязанности работников каждой из служб. Согласно п.2 Порядка № 109/188 таможенными органами осуществляется контроль за своевременностью, достоверностью, полнотой определения налоговых обязательств и за уплатой налогоплательщиками налогов, взимаемых при ввозе (пересылке) товаров на таможенную территорию Украины (пп.2.1), а налоговые органы осуществляют контроль за своевременностью, достоверностью, полнотой определения налоговых обязательств и за погашением их или налогового долга по операциям по продаже на таможенной территории Украины товаров, предварительно ввезенных (пересланных) на таможенную территорию Украины из-за ее пределов (пп.2.2). И только в случае выявления налоговым органом во время документальной проверки субъекта предпринимательской деятельности факта использования или продажи товаров, ввезенных на таможенную территорию Украины, находящихся под таможенным контролем и на ответственном хранении у этого субъекта предпринимательской деятельности, работники налогового органа должны проинформировать об этом работников таможенного органа, в котором эти товары находятся под контролем (п.4 Порядка № 109/188). По полученной информации таможенные органы имеют право принимать определенные меры в отношении такого субъекта предпринимательской деятельности.
Таким образом, работникам ГНИ не предоставлено право самостоятельно доначислять импортеру налоговые обязательства по НДС, возникающие при ввозе товаров на таможенную территорию Украины, в том числе в режиме временного ввоза. Если же для работников ГНИ и этих аргументов будет недостаточно, для доказательства своей правоты можно сослаться на письмо ГНАУ от 17.11.99 г. № 17141/7/16-1121-26, в котором указано, что «операции по временному ввозу (пересылке) на таможенную территорию Украины товаров, под обязательства обратного вывоза за ее пределы в отремонтированном виде6, освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость».
Array
Похожие записи
НДС: ПЕРЕХОД С КВАРТАЛЬНОГО ПЕРИОДА ОТЧЕТНОСТИ НА ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ
26.11.2008
НДФЛ: «И» ИЛИ «ИЛИ» В П.3.5
22.07.2004
НДС: ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ «ДЕТСКИХ» ПУТЕВОК
30.08.2005