СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ: ВЫДАЧА СВЕРХ НОРМ
Предприятие планирует выдавать своим работникам спецодежду и спецобувь сверх установленных отраслевых норм. Какие требования при этом предприятие должно выполнить и какие налоговые последствия будет иметь такая выдача спецодежды и спецобуви?
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Статья 8 Закона об охране труда1предусматривает, что работодатель может дополнительно, сверх установленных норм, выдавать работнику средства индивидуальной защиты. При этом должны выполняться следующие требования:
- выдача средств индивидуальной защиты сверх установленных норм должна быть предусмотрена коллективным договором;
- фактические условия труда работников на предприятии требуют применения таких средств индивидуальной защиты.
Напоминаем, что приказом Госгорпромнадзора от 24.03.2008 г. № 53 утверждено новое Положение о порядке обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты2 (далее — Положение
№ 53), в котором предусмотрен отдельный раздел VII, посвященный порядку обеспечения работников средствами индивидуальной защиты сверх установленных норм их бесплатной выдачи. В частности, п.7.6 данного Положения предусмотрено, что потребности в средствах индивидуальной защиты сверх установленных норм на предприятии определяются в количестве и номенклатуре этих средств, учитывающей численность работников, которым они должны быть выданы. При этом работодатель обязан предварительно:
- провести аттестацию рабочих мест по условиям труда или инструментальные исследования для определения значений (уровней, концентраций) вредных и/или опасных факторов производственной среды, которых нельзя избежать с помощью организационных, технических, технологических и других мероприятий, а также средств коллективной защиты;
- выяснить, соответствует ли средство индивидуальной защиты, которое он планирует применять, существующим на рабочем месте условиям труда и опасностям.
Кроме того, в п.7.2 Положения № 53 предусмотрено еще одно требование. Собственник или уполномоченный им орган должен включить в коллективный договор План мероприятий по охране труда, в котором предусмотреть обеспечение работников дополнительными средствами индивидуальной защиты с учетом специфики производства, технологических процессов, изменений в условиях труда, обусловленных техническим прогрессом и т.п.
Бухгалтеры зачастую побаиваются включать в валовые расходы стоимость средств индивидуальной защиты, выданных сверх норм, хотя формально основания для таких опасений отсутствуют. В соответствии с пп.5.4.1 ст.5 Закона о прибыли3 в валовые расходы включаются «расходы плательщика налога на обеспечение наемных работников специальной одеждой, обувью, обмундированием, необходимыми для исполнения профессиональных обязанностей, а также продуктами специального питания по перечню, устанавливаемому Кабинетом Министров Украины». То есть хотя выдача средств индивидуальной защиты сверх норм в пп.5.4.1 ст.5 указанного Закона прямо не предусмотрена, но и не запрещена, ведь о минимальном или максимальном количестве средств индивидуальной защиты ничего не сказано.
Следует также обратить внимание на то, что в пп.5.4.1 упоминается перечень, устанавливаемый КМУ. Как правило, налоговики считают, что этим перечнем является Перечень мероприятий и средств по охране труда, расходы на осуществление и приобретение которых включаются в валовые расходы, утвержденный постановлением КМУ от 27.06.2003 г. № 9944 (далее — Перечень № 994).
То, что представители ГНС ссылаются на Перечень № 994, вполне объяснимо, ведь в п.5 этого документа речь идет об обеспечении работников«специальной одеждой, обувью и средствами индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами». Однако ссылка на «установленные нормы» противоречит как пп.5.4.1, так и п.5.11 ст.5 Закона о прибыли, который запрещает установление дополнительных ограничений по отнесению расходов к составу валовых расходов плательщика налога, кроме указанных в данном Законе. Типовые и отраслевые нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты, утверждаемые приказами Госгорпромнадзора, устанавливают обязательный минимум бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты и сроки их использования, и никоим образом не ограничивают количество этих средств, если условия труда способствуют их более интенсивному износу.
Таким образом, никаких ограничений по включению в состав валовых расходов стоимости средств индивидуальной защиты, выданных сверх норм, быть не должно, если такая выдача предусмотрена коллективным договором и обусловлена объективными условиями (условиями труда и т.п.)5.
В части обложения НДФЛ доходов работников, которым выданы средства индивидуальной защиты сверх норм, следует обратить внимание на следующее. В соответствии с пп.4.3.14 ст.4 Закона об НДФЛ6 в состав налогооблагаемого дохода плательщика налога не включается стоимость рабочей одежды7, обуви, средств индивидуальной защиты, которые предоставляются работодателем плательщику налога в соответствии с Законом об охране труда, «полученных во временное пользование плательщиком налога, состоящим в отношениях трудового найма с работодателем, предоставляющим такое имущество, по перечню и предельным срокам их использования в соответствии с порядком, которые установлены Кабинетом Министров Украины».
Как видим, в пп.4.3.14 ст.4 Закона об НДФЛ о нормах выдачи средств индивидуальной защиты вообще не упоминается, а порядок использования средств индивидуальной защиты, о котором идет речь в указанном подпункте, в настоящее время КМУ не определен. Таким образом, основания для удержания НДФЛ с доходов работников, получающих средства индивидуальной защиты сверх норм, вообще отсутствуют, если, конечно же, они остаются в собственности работодателя и возвращаются работником после их использования.
Array
Похожие записи
Включение стоимости материалов в валовые расходы предприятия
20.08.2002
Предприятие передало сырье на переработку на давальческих условиях
31.08.2001
НАЗВАНИЕ СУПЕРМАРКЕТА НА ПАКЕТАХ
14.07.2004