«ПЕРЕХОДЯЩИЕ» ОПЕРАЦИИ И НАЧИСЛЕНИЕ НДС
Предприятие зарегистрировано в декабре 2013 года и изначально не являлось плательщиком НДС. В декабре осуществлены следующие операции: получена предоплата от заказчика в сумме 400 тыс. грн., перечислена предоплата за материалы на сумму 240 тыс. грн., приобретены основные средства на сумму 40 тыс. грн.
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
13 января 2014 года предприятие зарегистрировалось в качестве плательщика НДС, после чего поставщику была перечислена предоплата за товары в сумме 120 тыс. грн. В феврале 2014 года подписан акт с заказчиком на сумму 380 тыс. грн. Появляется ли право на налоговый кредит по НДС по указанным операциям приобретения товаров (основных средств)? Следует ли начислять налоговые обязательства на дату подписания акта выполненных работ? Как отразить в бухгалтерском учете указанные операции?
Прежде всего необходимо учесть следующие налоговые правила.
Первое. В налоговом учете НДС и налоговые обязательства, и налоговый кредит начисляются по первому событию (п.187.1 ст.187 и п.198.2 ст.198 НКУ(1)).
Второе. Для налогового кредита установлены дополнительные требования: приобретенные товары (услуги, основные средства) должны использоваться в хозяйственной деятельности и в налогооблагаемых операциях (п.198.3 ст.198 НКУ). Кроме того, необходимы налоговые накладные или таможенные декларации (п.198.6 ст.198). Можно также получить право на налоговый кредит, подав жалобу на поставщика (приложение Д7 к декларации по НДС), к которой приложены копии расчетных или первичных бухгалтерских документов (последние два абзаца п.201.10 ст.201 НКУ).
Третье. Для вновь зарегистрированных плательщиков НДС первый отчетный (налоговый) период начинается со дня такой регистрации и заканчивается последним днем первого полного календарного месяца (п.1 раздела II Порядка заполнения и представления налоговой отчетности по НДС, утвержденного приказом Миндоходов Украины от 13.11.2013 г. № 678(2)). То есть, если предприятие было зарегистрировано в качестве плательщика НДС 13.01.2014 г., то первая декларация представляется за период с 13.01.2014 г. по 28.02.2014 г.
В рассматриваемой ситуации предприятие перечислило предоплату за материалы и приобрело основные средства в период, когда оно не было плательщиком НДС. Соответственно, налоговые накладные не были получены, а сами операции приобретения не могли быть задекларированы как операции, по которым возникает право на налоговый кредит. Кроме того, в декабре уже произошло первое событие для приобретения как материалов, так и основных средств. Таким образом, право на налоговый кредит по декабрьским операциям не возникает. Последующие события (получение материалов и оплата основных средств) не будут влиять на налоговый учет НДС.
Сумму НДС, отраженную в первичных документах поставщика, следует включить в стоимость приобретенных материалов и объектов основных средств. Если предприятие является плательщиком налога на прибыль, то НДС в стоимости материалов включается в состав налоговых расходов, а НДС в стоимости объекта основных средств — в стоимость такого объекта (пп.139.1.6 ст.139 НКУ) с последующим начислением амортизации. В бухгалтерском учете происходит то же самое: суммы НДС включаются в первоначальную стоимость запасов (абзац пятый п.9 ПБУ-9(3)) или объектов основных средств (абзац пятый п.8 ПБУ-7(4)).
После того как в январе 2014 года предприятие зарегистрировалось в качестве плательщика НДС, оно получило право выписки налоговых накладных и право на отражение сумм НДС в составе налогового кредита, при условии выполнения требований п.198.3 ст.198 НКУ. А это значит, что если сумма предоплаты, перечисленной поставщику в январе, содержит НДС, то у предприятия по первому событию возникает право на налоговый кредит в сумме 20 тыс. грн. (на основании полученной налоговой накладной или жалобы на поставщика по форме приложения Д7 к декларации, к которой приложена копия платежного поручения). Налоговый кредит отражается в первой декларации, которая представляется за период с 13.01.2014 г. по 28.02.2014 г.
При этом не важно, осуществлялись в указанный период поставки товаров (работ, услуг)(5) или нет. Если поставок не было, то у предприятия возникает отрицательное значение в декларации, что, как правило, вызывает вопросы при камеральной проверке. При желании таких проблем можно избежать, отразив налоговый кредит позднее. Предельные сроки декларирования налогового кредита зависят от того, на основании какого документа он отражается в учете.
Если имеется в наличии налоговая накладная, заполненная с соблюдением всех требований и своевременно зарегистрированная в Едином реестре налоговых накладных, то право на налоговый кредит согласно п.198.6 ст.198 НКУ сохраняется в течение 365 дней с даты составления налоговой накладной, то есть вплоть до января 2015 года. В пределах указанного периода налоговый кредит в сумме 20 тыс. грн. может быть отражен в строке 10.1 декларации по НДС в любом месяце. Если же налоговой накладной нет или она заполнена с нарушениями установленного порядка, или не зарегистрирована своевременно в Едином реестре, то у предприятия есть 60 календарных дней после предельного срока представления первой декларации (то есть после 20 марта), чтобы подать жалобу и отразить налоговый кредит в строке 10.1.
К примеру, если предоплата за товары перечислена 25 января, то 60-дневный срок истекает 19 мая. Это значит, что на основании жалобы налоговый кредит можно отразить в декларации за январь—февраль, март или даже апрель 2014 года (при условии, что декларация за апрель представлена не позднее 19 мая). Таким образом, по предоплате, перечисленной в январе после регистрации в качестве плательщика НДС, у предприятия возникает право на налоговый кредит.
Что касается работ, по которым в феврале 2014 года оформлен акт, то необходимости начислять налоговые обязательства нет. Основание то же: первое событие произошло в период, когда предприятие не являлось плательщиком НДС. С этим соглашается и Миндоходов (см. «Для справки»).
В бухгалтерском учете указанные операции отражаются так, как показано в таблице.
Таблица. Учет начисления НДС по «переходящим» операциям
№ п/п | Содержание бухгалтерской записи | Дебет | Kредит | Сумма, грн. |
Декабрь 2013 года | ||||
1 | Получена предоплата от заказчика | 311 | 681 | 400000 |
2 | Перечислена предоплата поставщику за материалы | 371 | 311 | 240000 |
3 | Получен объект основных средств | 15 | 685 | 40000 |
После 13 января 2014 года | ||||
4 | Перечислена предоплата за товары, получена налоговая накладная | 371 | 311 | 120000 |
5 | Отражен налоговый кредит по НДС по первому событию | 641 | 644 | 20000 |
Февраль 2014 года | ||||
6 | Подписан с заказчиком акт выполненных работ | 361 | 702 | 380000 |
7 | Произведен зачет взаимных задолженностей | 681 | 361 | 380000 |
Как видим, суммы НДС отдельно отражаются в учете только по тем операциям, которые осуществлялись, начиная с даты регистрации предприятия в качестве плательщика НДС, и были первым событием.
Array
Похожие записи
Совместное предприятие, зарегистрированное в г.Киеве, является производителем товаров медицинского назначения. В целях расширения рынков сбыта СП открыло за границей (Российская Федерация, г.Москва) филиал. Головное предприятие по заказам-заявкам филиала передает ему на реализацию указанные товары. Но возникают проблемы при таможенном оформлении товаров, которые отправляются от СП в адрес филиала, поскольку украинские таможенники требуют заключения между предприятием и филиалом гражданско-правового договора (контракта) и без такого документа не разрешают вывозить товар, а российские таможенники, наоборот, утверждают, что между предприятием и его филиалом могут иметь место только организационно-распорядительные отношения, которые базируются на утвержденных предприятием локальных актах, и высказывают удивление по поводу подписанного между СП и филиалом договора. Каким образом правильно оформлять документы при вывозе товаров предприятием в адрес филиала? Может ли предприятие после реализации товаров в России оставлять полученные от продажи средства на своих банковских счетах (валютном, рублевом или гривневом) в г.Москве?
08.05.2000
Смарт-карты на горючее и акцизный налог
06.08.2016
Особенности возмещения НДС при экспорте товаров (работ, услуг)
13.03.2000