АРЕНДА ЦЕЛОСТНОГО ИМУЩЕСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА
Предприятие (плательщик налога на прибыль и НДС) планирует заключить с Фондом госимущества Украины (далее — ФГИУ) договор аренды целостного имущественного комплекса (далее — ЦИК). Существуют ли какие-то особенности уплаты арендных платежей? Каков порядок налогообложения платы за аренду ЦИК, в частности, будет ли у предприятия-арендатора право на налоговый кредит по НДС?
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Видимо, предприятие, задавшее вопрос, собирается арендовать ЦИК, находящийся в государственной собственности. Поэтому предприятию-арендатору следует руководствоваться Законом об аренде госимущества1, который регулирует особенности взаимоотношений арендодателей и арендаторов государственного и коммунального имущества. А при расчете размера платы за аренду ЦИК и в процессе ее уплаты следует учесть следующие нюансы:
– в формуле расчета размера годовой арендной платы по Методике № 7862 применяются специальные арендные ставки (в процентах) за аренду ЦИК государственных предприятий (приведены в приложении 1 к названному документу);
– годовая арендная плата за пользование ЦИК не может превышать 10% стоимости арендованного имущества. Если арендатор определяется в результате проведения конкурса, условиями конкурса может быть предусмотрен больший размер арендной платы (п.1 ст.19 Закона об аренде госимущества);
– сроки внесения арендной платы определяются в договоре. Однако КМУ рекомендует (п.14 Методики № 786), чтобы уплата арендных платежей при аренде ЦИК государственного предприятия проводилась ежеквартально в пятидневный срок с даты, установленной для представления квартальных бухгалтерских отчетов (балансов), а за IV квартал — в десятидневный срок с даты, установленной для представления годового бухгалтерского отчета (баланса);
– арендная плата за ЦИК государственного предприятия в полном объеме перечисляется в Госбюджет, поскольку в качестве арендодателя имущества выступает ФГИУ, его региональное отделение или представительство (п.17 Методики № 786).
Порядок налогообложения платы за аренду ЦИК государственного предприятия обычный (никаких особенностей, связанных с тем, что имущество находится в государственной собственности, нет). По общему правилу, согласно пп.7.9.6 ст.7 Закона о прибыли плата за аренду по начислению включается в состав валовых расходов арендатора. Если арендодатель и арендатор — плательщики НДС, а арендодатель по правилу первого события начисляет налоговые обязательства по НДС, то у арендатора будет право на налоговый кредит по НДС (также по правилу первого события и при наличии налоговой накладной).
Вроде бы все просто. Однако у некоторых арендаторов ЦИК государственных предприятий возникает вопрос: действительно ли они могут иметь право на налоговый кредит по НДС? Ведь арендодатель-то необычный, им, в сущности, хотя и в лице ФГИУ, является само государство. Эти сомнения может вызвать, например, старое, пока не отозванное письмо ГНАУ от 27.12.99 г. № 10619/5/16-12183, в котором предложено в практической работе применять разъяснения Комитета ВРУ по вопросам финансов и банковской деятельности, изложенные в письме от 17.12.99 г. № 06-10/8754. В этом письме Комитет именно и настаивал на том, что ФГИУ не должен уплачивать НДС по операциям аренды ЦИК, поскольку арендодателем в его лице является государство, арендная плата полностью поступает не на банковские счета ФГИУ, а в Госбюджет, и ее нельзя рассматривать в качестве компенсации за продажу услуг.
Основаны ли такие умозаключения на законодательстве? Нет. Операции по аренде имущества — это операции, являющиеся объектом обложения НДС, а любое юридическое лицо, осуществляющее эти операции и удовлетворяющее требованиям, установленным в ст.2 Закона об НДС (а ФГИУ этим требованиям удовлетворяет), при осуществлении этих операций должно начислять НДС. Это косвенно подтверждает, например, последняя редакция пп.5.1.17 ст.5 Закона об НДС, в соответствии с которым от НДС освобождена арендная плата за земельные участки, находящиеся в собственности государства или территориальной общины, если она полностью зачисляется в соответствующие бюджеты. То есть для любого освобождения необходима своя норма. Кстати, наличие объекта налогообложения в случае, если арендодателями являются органы, уполномоченные управлять коммунальным имуществом, у ГНАУ сомнений не вызывает (см. письмо ГНАУ от 09.10.2002 г. № 15575/7/15-34175).
Array
Похожие записи
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ АВТОМОБИЛЯ РАБОТНИКА
12.04.2012
БАННЕР «С НОВЫМ ГОДОМ!» В НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ
14.12.2009
СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ
26.11.2004