«ТРУДОВЫЕ» ПРОВЕРКИ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ
Почему в пп.75.1.3 ст.75 НКУ различаются проверка соблюдения работодателем законодательства о заключении трудового договора и проверка соблюдения работодателем законодательства об оформлении трудовых отношений с работниками (наемными лицами)?
Ведение бухгалтерского учета для юридических лиц

Ведение бухгалтерского учета для юридических лиц. Услуги бухгалтера - Ведение бухгалтерского учета дл...
Кадровый аутсорсинг

Каждый бизнес направлен на прибыль, а мы - на своевременную помощь клиентам! Наша команда ответственных специалистов на условиях полной конфиденциальности возьмет под четкий контроль решение вопросов: p>
В указанном подпункте назван предмет фактических проверок1. Такая проверка проводится органом ГНС относительно «соблюдения порядка осуществления налогоплательщиками расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия лицензий, патентов, свидетельств, в том числе свидетельств о государственной регистрации, производства и оборота подакцизных товаров, соблюдения работодателем законодательства о заключении трудового договора, оформлении трудовых отношений с работниками (наемными лицами)».
В таком несколько странном для налоговой службы предмете проверки нет ничего необычного. КЗоТ2 возлагает на налоговые органы обязанности по контролю за соблюдением законодательства о труде (ст.259). В то же время здесь же оговаривается, что органы ГНС имеют право «осуществлять такой контроль на всех предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности и подчинения» только «с целью проверки соблюдения налогового законодательства».
Следовательно, главной целью «трудовых» проверок налоговых органов является выявление случаев неуплаты НДФЛ. Нарушения неналогового характера, а точнее говоря — «законодательства о заключении трудового договора, оформлении трудовых отношений с работниками (наемными лицами)», налоговым органам не столь интересны. Дело в том, что НКУ установлена процедура проведения налоговыми органами проверок на предмет соблюдения трудового законодательства, но не предусмотрена ответственность за выявленные в ходе такого рода проверок нарушения. Да и другие законодательные акты не наделяют налоговые органы какими-либо серьезными рычагами воздействия на нарушителей этого законодательства. Поэтому им остается разве что пугать штрафами и пеней за неуплату НДФЛ3, имевшую место в том числе по причине нарушения «законодательства о заклю¬чении трудового договора, оформлении трудовых отношений с работниками (наемными лицами)».
Что касается непосредственно сути вопроса, то за двойственностью предмета фактической проверки одного и того же вопроса какого-то скрытого смысла выявить не удалось. Во всяком случае, каких-то отличий в методах проверки не наблюдается. К тому же нужно учитывать, что принимая во внимание обстоятельства проведения фактической проверки, можно почти с полной уверенностью утверждать, что такие проверки на предмет соблюдения трудового законодательства (и, надо полагать, с целью выявления сокрытого НДФЛ), скорее всего, будут проводиться только в случае «получения в установленном законодательством порядке информации об использовании труда наемных лиц без надлежащего оформления трудовых отношений и выплатах работодателями доходов в виде заработной платы без уплаты налогов в бюджет» (пп.80.2.7 ст.80 НКУ).
Как свидетельствует п.80.6 ст.80 НКУ,во время проведения фактической проверки в части соблюдения работодателем «законодательства о заключении трудового договора, оформ¬лении трудовых отношений с работниками (наемными лицами), в том числе тем, которым установлено испытание», налоговикам разрешено:
– проверять наличие надлежащего оформления трудовых отношений;
– выяснять вопросы по ведению учета работы, выполненной работником, учета расходов на оплату труда, проверять ведомости об оплате труда работника.
Для выяснения «факта надлежащего оформления трудовых отношений с работником, который осуществляет трудовую деятельность», Кодекс рекомендует использовать «документы, удостоверяющие личность, или другие документы, которые дают возможность ее идентифицировать (должностное удостоверение, удостоверение водителя, санитарная книжка и др.)».
Примечательно, что указанные вопросы могут проверяться не только в ходе фактической проверки, но и путем документальных плановых или внеплановых проверок (пп.75.1.2 ст.75 НКУ). Так, одной из причин для проведения внеплановой проверки в Кодексе назван случай «получения информации об уклонении налоговым агентом от налогообложения выплаченных (начисленных) наемным лицам (в том числе без документального оформления) заработной платы, пассивных доходов, допол¬нительных благ, других выплат и возмещений, которые подлежат налогообложению, в том числе в результате незаключения налогоплательщиком трудовых договоров с наемными лицами согласно закону, а также осуществления лицом хозяйственной деятельности без государственной регистрации» (пп.78.1.13 ст.78). При этом уточняется, что «такая проверка проводится исключительно по вопросам, которые стали основанием для проведения такой проверки».
Похожие записи

Временный порядок налогообложения операций по изготовлению и продаже нефти сырой и некоторых горюче-смазочных материалов
23.05.2001

АМОРТИЗАЦИЯ АРЕНДОВАННОГО ЦИК
24.09.2005

ПРИОБРЕТЕНИЕ ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ: ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ
26.07.2005