ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ
Какие штрафные санкции применяются к предприятию при неуплате взносов в Пенсионный фонд до 20 числа месяца, следующего за отчетным, и налога с доходов физических лиц до 30 числа месяца, следующего за отчетным, из-за отсутствия средств на расчетном счете и невыплаты заработной платы за отчетный месяц?
Ведение бухгалтерского учета для юридических лиц

Ведение бухгалтерского учета для юридических лиц. Услуги бухгалтера - Ведение бухгалтерского учета дл...
Кадровый аутсорсинг

Каждый бизнес направлен на прибыль, а мы - на своевременную помощь клиентам! Наша команда ответственных специалистов на условиях полной конфиденциальности возьмет под четкий контроль решение вопросов: p>
В связи со вступлением в силу с 1 января 2004 года Закона № 1058 и Закона № 889 порядок и сроки уплаты взноса на общеобязательное государственное пенсионное страхование (далее — взнос) и НДФЛ несколько изменились. На сегодняшний день уже не существует жесткой «привязки» уплаты взноса и НДФЛ к выплате заработной платы (дохода). Теперь начисленная и невыплаченная заработная плата (доход) не является поводом для неуплаты взноса и НДФЛ, потому что:
* согласно п.6 ст.20 Закона № 1058страхователи уплачивают страховые взносы, начисленные за соответствующий базовый отчетный период, не позднее чем через 20 календарных дней со дня окончания этого периода;
* согласно пп.8.1.2 ст.8 Закона № 889 налог, подлежащий удержанию с начисленного дохода, который не был выплачен, подлежит уплате (перечислению) в бюджет в сроки, установленные законом для месячного налогового периода, то есть в течение 30 календарных дней, следующих за отчетным месяцем (пп.5.3.1 ст.5 Закона № 2181).
Таким образом, независимо от факта выплаты налогооблагаемого дохода, налоги и взносы должны быть уплачены.
А теперь разберемся, какие финансовые санкции предусмотрены за то, что налогоплательщик не исполнил своих обязательств (по уважительным или не очень причинам).
После 1 января 2004 года (дата вступления в силу Закона № 1058) на взнос не распространяется налоговое законодательство (п.4 ст.18 Закона № 1058), следовательно, ответственность плательщика-страхователя за неуплату взноса, ненадлежащий порядок отчетности и т.д. регламентируется не Законом № 2181(как это было до 01.01.2004 г.), а Законом
№ 1058. Так, в соответствии с п.2 ст.106 суммы страховых взносов, которые не были уплачены в сроки, установленные Законом (см. выше), считаются недоимкой и взыскиваются с начислением пени и применением финансовых санкций. Эта же норма продублирована и в инструкции, разработанной ПФУ для практического применения норм Закона № 1058 (в п.8.1Инструкции № 21-1). При этом оговорок, касающихся «уважительных» причин неуплаты взносов, как указано в вопросе, в Законе № 1058 нет.
Что касается финансовых санкций, то за несвоевременную уплату взноса предусмотрен штраф, аналогичный штрафу, установленному Законом № 2181, размер которого зависит от количества дней просрочки платежа (п.2 части девятой ст.106 Закона № 1058, пп.9.3.2 п.9 Инструкции № 21-1).
Kоличество дней просрочки платежа | Размер штрафа (от своевременно не уплаченных сумм взноса) |
До 30 календарных дней включительно | 10% |
С 31 по 90 календарный день включительно | 20% |
Свыше 90 календарных дней | 50% |
На сумму своевременно не уплаченных (не перечисленных) взносов и сумму финансовых санкций одновременно начисляется пеня в размере 0,1% от указанных сумм, рассчитанная за каждый день просрочки платежа.
Расчет штрафа и пени проводят органы Пенсионного фонда на основании данных лицевого счета страхователя, о чем они направляют налогоплательщику Решение установленной формы (приложение 14 кИнструкции № 21-1).
Заметим также, что все сказанное выше распространяется на недоимку, возникшую по взносу, начисленному с 1 января 2004 года. К обязательствам перед ПФУ, которые возникли до этой даты, применяются финансовые санкции согласно Закону № 21811.
В отношении НДФЛ в этом случае ситуация не столь однозначна, как в случае со взносом. Однако дело здесь не в том, что для «уважительных» причин неуплаты НДФЛ предусмотрены исключения, а в том, что вопрос штрафных санкций в связи с просрочкой уплаты налога на сегодняшний день может быть отнесен к ряду неурегулированных. Так, в соответствии с абзацем «а» п.20.2 ст.20 Закона № 889, если обязанность по начислению, удержанию и уплате в бюджет НДФЛ возложена на налогового агента, он является финансово ответственным за нарушение этих обязанностей. А размер финансовых санкций за нарушение норм Закона № 889 и основания для их применения, в свою очередь, «определяются законом, регулирующим такие вопросы, если иное не установлено нормами настоящего Закона»(п.20.1 ст.20 Закона № 889). Таким законом, на который дана ссылка в процитированном пункте Закона № 889, является Закон № 2181. Однако для того, чтобы применить его нормы к администрированию любого налога, в нашем случае — нормы, касающиеся финансовых санкций по НДФЛ, необходимо наличие главного условия — согласования налоговых обязательств. Штрафы за просрочку уплаты налогов установлены именно за нарушение определенных Законом № 2181 предельных сроков уплаты согласованных налоговых обязательств. При этом согласование сумм налоговых обязательств, которые определяются налогоплательщиком самостоятельно, происходит путем представления налоговой декларации (расчета) (п.5.1 ст.5
Закона № 2181). Что же происходит в случае с НДФЛ?
Плательщиком этого налога являетсяфизическое лицо. На предприятие — налогового агента возлагаются лишь обязанности по начислению, удержанию и перечислению этого налога от имени и за счет физического лица — плательщика налога (п.1.15 ст.1 Закона № 889). Следовательно, налоговый агент не может согласовывать сумму «чужих» налоговых обязательств: это не предусмотреноЗаконом № 2181. Поэтому, несмотря на огромное желание представителей контролирующих органов приравнять форму № 1ДФ2, которую представляет предприятие — налоговый агент, к налоговой декларации3, эти попытки обречены. Форма № 1ДФ не соответствует понятию налоговой декларации ни по своей форме (она является отчетностью налогового агента, а не налогоплательщика), ни по своему содержанию (на основании этой формы не осуществляется начисление и/или уплата налога, п.1.11 ст.1 Закона № 2181). Таким образом, законодательных оснований для применения к налоговому агенту штрафов, установленных ст.17 Закона № 2181 за просрочку уплаты НДФЛ, на сегодняшний день нет.
Даже если предположить, что с помощью формы № 1ДФ налоговые обязательства согласовываются, то штрафные санкции за просрочку их уплаты могут быть применены к налоговому агенту только через 10 дней после окончания предельного срока представления квартальной отчетности, то есть через 50 дней после окончания отчетного (налогового) квартала (абзац «б» пп.4.1.4 ст.4, пп.5.3.1 ст.5 Закона № 2181), но никак не через 30 дней, следующих за отчетным месяцем.
Тем не менее у налоговой службы всегда есть «железное» основание для применения хоть каких-нибудь финансовых санкций — Закон о налоговой службе4. Согласно абзацу третьему п.11 ст.11 этого Закона за просрочку 30 дней для уплаты НДФЛ на должностных лиц предприятия, виновных в несвоевременной уплате налога, может быть наложен штраф в размере трех5 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.
Что касается мнения налоговых органов по данному вопросу, то версия ГНАУ заключается в том, что начисленный налог должен быть уплачен в течение 20 (а не 30!) календарных дней, следующих за последним днем отчетного (налогового) месяца, и за нарушение указанного 20-дневного срока придется нести ответственность в соответствии с пп.16.4.1 ст.16 и ст.17 Закона № 2181 (п.3 письма ГНАУ от 05.05.2004 г. № 3523/6/17-3116).
Осторожным налогоплательщикам следует обратить особое внимание на ст.76 Закона Украины от 27.11.2003 г. № 1344-IV «О Государственном бюджете Украины на 2004 год». Ссылаясь на эту норму, при желании можно доказать, что к налоговому долгу по НДФЛ на законных основаниях могут быть применены санкции, установленныеЗаконом № 2181 за нарушение ежемесячных сроков его уплаты, как к налогу, по которому законодательно не установлена обязанность представления налоговой декларации.
Похожие записи

ДОТАЦИИ НА СОЗДАНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ
09.03.2005

Ответственность для бухгалтеров при огромной дебиторской задолженности
09.03.2004

МИНИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР АЛИМЕНТОВ НА ОДНОГО РЕБЕНКА
23.01.2006