НАЛОГ НА РЕКЛАМУ: РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЛИСТОВОК
Если предприятие занимается изготовлением и распространением листовок, вкладышей в различные издания, правильно ли будет не начислять налог на рекламу?
Ведение бухгалтерского учета для юридических лиц

Ведение бухгалтерского учета для юридических лиц. Услуги бухгалтера - Ведение бухгалтерского учета дл...
Кадровый аутсорсинг

Каждый бизнес направлен на прибыль, а мы - на своевременную помощь клиентам! Наша команда ответственных специалистов на условиях полной конфиденциальности возьмет под четкий контроль решение вопросов: p>
При определении необходимости начисления налога на рекламу ключевым моментом является содержание таких листовок или вкладышей (реклама это или нет) и то, для кого оказывает такие услуги предприятие — для себя или стороннего заказчика. Для начала необходимо идентифицировать «начинку» таких листовок или вкладышей.
Основным документом, регулирующим организацию и проведение рекламных мероприятий, а также осуществление рекламной деятельности в Украине, является Закон о рекламе1. Если с помощью указанных в вопросе печатных материалов распространяются сведения о товаре или услуге, формируется и поддерживается осведомленность и интерес к ним покупателей, то такая информация согласно ст.1 Закона о рекламе однозначно считается рекламой. Доказать обратное будет сложно, так как потребность в изготовлении и распространении листовок, не предназначенных для формирования и поддержания заинтересованности в товаре или услуге у предполагаемых потребителей, весьма сомнительна. Значит, такие листовки и вкладыши будут являться средствами, используемыми для доведения рекламы к ее потребителю, а значит, в соответствие со ст.1 Закона о рекламе — рекламными средствами. Предприятие, распространяющее их, соответственно, будет являться распространителем рекламы.
В соответствии со ст.15 Закона о системе налогообложения2 налог на рекламу относится к местным налогам. Размер и порядок уплаты налога на рекламу устанавливаются сельскими, поселковыми, городскими советами в границах предельных размеров ставок, установленных Декретом о местных налогах и сборах3. Согласно ст.11 этого Декрета предельный размер налога на рекламу не должен превышать 0,1 процента стоимости услуг за размещение разовой рекламы и 0,5 процента за размещение рекламы на длительное время. При изготовлении рекламных листовок и вкладышей начислять налог на рекламу не нужно, потому что согласно ст.11 Декрета о местных налогах и сборахналогом на рекламу облагаются только услуги по установке и размещению рекламы.
А вот при распространении таких рекламных материалов начислять налог на рекламу придется по ставке, предусмотренной для размещения рекламы на длительное время, так как информация о товаре или услуге на листовке или вкладыше вряд ли будет представлена на срок не более одного дня. Объектом начисления налога на рекламу будет договорная стоимость такой услуги без учета НДС4. Если предприятие предоставляет услуги по размещению рекламы заказчику бесплатно, то объект обложения налогом на рекламу не возникает, что подтверждает и ГНАУ в письме от 25.07.2005 г. № 693/10/15-5085.
Может возникнуть ситуация, когда предприятие за свой счет, собственными силами и средствами изготовляет и самостоятельно распространяет листовки и вкладыши с рекламой собственной продукции или услуг. Возникает ли в этом случае объект обложения налогом на рекламу? По мнению автора, нет. И вот почему. Согласно ст.11 Декрета о местных налогах и сборах объектом обложения налогом на рекламу является стоимость услуг за установку и размещение рекламы. Там же указано, что налог на рекламу уплачивается при оплате рекламных услуг. Предприятие же в данном случае изготовляет рекламные носители и осуществляет рекламные мероприятия (распространяет рекламные материалы) самостоятельно, без привлечения сторонних исполнителей, то есть занимается саморекламой. Конечно, информация в листовках будет считаться рекламой в понимании Закона о рекламе. Однако предприятие, которое самостоятельно (для себя) осуществляет рекламные мероприятия, не является плательщиком налога на рекламу6, поскольку в указанном случае оплату за рекламные материалы и их распространение (саморекламу) оно не получает и никогда не получит. Кроме того, предоставлять рекламные услуги самому себе, предприятие, конечно же, не может, а значит, не возникает и объект налогообложения. При этом на практике возможны ситуации, когда органы местного самоуправления обязывают предприятия и организации уплачивать налог на рекламу и при саморекламе. Указанное требование незаконно, так как согласно ст.18 Декрета о местных налогах и сборах органам местного самоуправления не дано право расширять объекты налогообложения и определять дополнительных плательщиков местных налогов и сборов.
В случае если предприятие самостоятельно распространяет рекламные материалы о производимых либо реализуемых товарах или услугах в своем магазине, вопросов с налогом на рекламу не должно возникать вообще, так как п.7 ст.8 Закона о рекламепредусмотрено, что размещение информации о производителе товара и/или о товаре в местах реализации потребителю не является рекламой. Такого же мнения придерживается и ГНАУ в своем письме от 08.12.2005 г. № 12060/6/15-03167.
Похожие записи

Налоговые последствия подарков для ветеранов с точки зрения подоходного налога
17.10.2002

СВИДЕТЕЛЬСТВО ЕДИНОНАЛОЖНИКА: ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
22.10.2006

Термин «фрахт» и налоги с ним связанные
21.05.2003