Организация бухгалтерской службы с 1 января 2018 года

Опубликовано в БУХГАЛТЕРИИ № 51 (1298) от 18 ДЕКАБРЯ 2017 года


Бухгалтерский учет

Александр ЕФИМОВ, доцент кафедры гражданского и трудового права Киевского национального экономического университета им. В.Гетьмана, к.ю.н.


С 1 января следующего года усовершенствования некоторых положений нормативно-правовой базы в сфере бухгалтерского учета затронут также организацию бухгалтерской службы. Соответствующие изменения в ст.8 Закона о бухучете внес п.7 р.І Закона № 2164(1).

Какие лица будут ответственны за организацию бухучета?

Сейчас «за организацию бухгалтерского учета и обеспечение фиксирования фактов осуществления всех хозяйственных операций в первичных документах, сохранность обработанных документов, регистров и отчетности в течение установленного срока, но не менее трех лет» ответственным является собственник (собственники) или уполномоченный орган (должностное лицо), осуществляющий руководство предприятием согласно законодательству и учредительным документам (ч.3 ст.8 Закона о бухучете).

Изменение в составе ответственных лиц заключается в смене их приоритетности. С 1 января 2018 года ответственным будет уполномоченный орган (должностное лицо), осуществляющий руководство предприятием, а собственник будет нести такую ответственность лишь согласно законодательству и учредительным документам. Иными словами, правилом станет ответственность как раз уполномоченного органа (должностного лица), а ответственность собственника — исключением из этого правила. После такой смены приоритетов мнение судей ВАСУ о том, что лицо, которое является учредителем, «обязано выполнять и фактически выполняет функции руководителя и главного бухгалтера, одновременно является учредителем, руководителем и главным бухгалтером» (оно изложено в постановлении от 25.05.2010 г. по делу № К-14123/07), должно также измениться.

Стоит обратить внимание и на то, что привлечь собственника к ответственности за ненадлежащую организацию бухгалтерского учета и фиксирование фактов осуществления хозяйственных операций можно будет лишь в случае, если такая ответственность предусмотрена в актах законодательства и в учредительных документах. Иначе отвечать за ведение бухучета собственник не должен. То есть отменяется презумпция ответственности собственника. Этот факт придется доказывать.

Да это и логично, поскольку найти собственника предприятия, имеющего время на ведение бухучета или хотя бы контролирующего его правильность, довольно тяжело. Более того, трудно представить себе собственника, который вообще что-либо понимает в бухучете. Поэтому для чего надо было раньше устанавливать презумпцию ответственности собственника за ведение бухгалтерского учета, абсолютно непонятно. Теперь этот вопрос урегулирован.

Повну версію статті читайте в
БУХГАЛТЕРІЇ № 51 (1298) від 18 ДЕКАБРЯ 2017 року,
яку можна придбати в друкованому або електронному вигляді
в найближчій філії Агентства передплати і доставки «Бліц-Преса»
Гаряча лінія: 0 800 50 17 39
(дзвінки зі стаціонарних телефонів в межах України безкоштовні)