Критерии блокировки НН снова «усовершенствованы»

Опубликовано в БУХГАЛТЕРИИ № 48 (1295) от 27 НОЯБРЯ 2017 года


Налог на добавленную стоимостьНалоговые накладные

Ольга ПАПЫРИНА, главный редактор


17 ноября вступили в силу очередные изменения в Критерии № 567(1), утвержденные приказом Минфина Украины от 09.11.2017 г. № 926. Минфин продолжает совершенствовать систему мониторинга, ставшую причиной блокировки не только НН/РК, но и нормальной работы многих предприятий(2). В этот раз система мониторинга дополнена новым критерием риска и изменен один из действующих критериев. Также уточнены некоторые условия в части автоматического учета данных плательщика. Рассмотрим эти изменения детальнее.

Автоматический учет данных сельскохозяйственных производителей

Не так давно Критерии № 567 были дополнены условиями для автоматического учета данных плательщика налога (в виде таблицы с пояснениями) для сельскохозяйственных товаропроизводителей, внесенных в Реестр получателей бюджетной дотации и/или тех, которые по состоянию на 31.12.2016 г. являлись субъектами спецрежима налогообложения согласно ст.209 НКУ. Соответствующие изменения в Критерии № 567 были внесены приказом Минфина Украины от 18.09.2017 г. № 776(3).

Напомним, что согласно предыдущей редакции п.3 Критериев № 567 условием такого автоматического учета данных было, в частности, наличие собственного или арендованного земельного участка. Сейчас это условие изменено: «имеющие собственные (право собственности/пользования) и/или арендованные земельные участки». Как видим, изменены два момента.

Во-первых, вместо одного участка сельскохозяйственный производитель может иметь несколько участков общей площадью свыше 200 га включительно (требования к площади остались неизменными).

Во-вторых, уточнено понятие собственных участков — это участки, на которые есть документы, удостоверяющие право собственности или право пользования.

Перечень кодов товаров согласно УКТ ВЭД, указанных в НН/РК, относительно которых автоматически учитывается представленная плательщиком информация, не изменился. Это:

01 Живые животные;

03 Рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные;

04 Молоко и молочные продукты; яйца птицы; натуральный мед; пищевые продукты животного происхождения, в другом месте не поименованные;

07 Овощи и некоторые съедобные корнеплоды и клубни;

08 Съедобные плоды и орехи; кожура цитрусовых или дынь;

10 Зерновые культуры;

12 Семена и плоды масличных растений; прочие семена, плоды и зерна; технические или лекарственные растения; солома и фураж.

Условие об отсутствии одновременной смены учредителя и руководителя в период с 01.01.2017 г. оставлено без изменений.

Таким образом, для автоматического учета данных плательщика — сельскохозяйственного производителя необходимо наличие земельных участков, постоянных руководителей, «преемственность» специального статуса и определенные коды сельскохозяйственной продукции согласно УКТ ВЭД в НН/РК.

Автоматический учет данных других плательщиков

Согласно последним изменениям в Критериях № 567 появилась еще одна категория плательщиков, которым будут автоматически учтены данные, представленные для разблокировки НН/РК. Это плательщики, для которых одновременно выполнены три условия:

1. Показатель D превышает 0,02.

Напомним, этот показатель установлен для определения одного из признаков, в случае соответствия которому НН/РК не подлежат мониторингу и регистрируются в ЕРНН без риска блокировки (конечно, при наличии регистрационного лимита и выполнении других требований).

D = S/T, где S — общая сумма уплаченных за последние 12 месяцев сумм ЕСВ, налогов и сборов (кроме суммы НДС, уплаченной при ввозе товаров на таможенную территорию Украины), а T — общая сумма поставки товаров/услуг на таможенной территории Украины, облагаемых налогом по ставкам 20% и 7%, за последние 12 месяцев, которая указана плательщиком в зарегистрированных НН/РК.

То есть фактически устанавливается минимальная налоговая нагрузка в размере, превышающем 2%.

2. Показатель Р меньше Рм х 1,3.

Этот показатель, как и предыдущий, установлен пп.4 п.5 Критериев № 567. А именно: P — сумма НДС, указанная в НН/РК, зарегистрированных в отчетном периоде, с учетом представленной на регистрацию НН/РК, а Pм — наибольшая месячная сумма НДС, указанная в НН/РК, зарегистрированных за последние 12 месяцев.

То есть контролируются подозрительно большие поставки, намного превышающие обычные.

3. Объем поставки товаров/услуг в НН/РК, составленных с 01.01.2017 г. и указанных в таблице данных плательщика налога (приложение к Критериям № 567), превышает 25% общего объема поставки за этот период.

Иначе говоря, если добросовестный плательщик представил таблицы с пояснениями более чем на 25% суммы поставок 2017 года, то при выполнении п.1 и 2 ему автоматически учтутся представленные данные.

При этом значения показателей D и P теперь рассчитываются ГФС автоматически каждого 10 числа календарного месяца, следующего за отчетным, и становятся доступными плательщику в электронном кабинете.

Также в Критериях № 567 появилось предупреждение: если в ГФС поступит налоговая информация, свидетельствующая о недостоверности представленных плательщиком данных, то Комиссия ГФС имеет право ее не учитывать. А если она была учтена автоматически, то Комиссия вынесет решение о неучете этих данных, и таким образом НН/РК останется заблокированной.

Критерии блокировки

До недавнего времени существовали два критерия оценки степени рисков, достаточных для приостановления регистрации НН/РК в ЕРНН. Первый — основной критерий — содержит три составляющие.

Первая составляющая — превышение объема поставки в НН/РК, представленной на регистрацию, над остатком разницы объема приобретения и объема поставки соответствующего товара/услуги, не более чем в 1,5 раза. Эта составляющая осталась без изменений.

Вторая составляющая — преобладание в остатке «рисковых» товаров с кодами УКТ ВЭД, определенными ГФС(4). Эта составляющая была изменена: если раньше преобладанием считалось 75% стоимости определенных товаров в общем остатке, то теперь введены новые показатели «преобладания» в зависимости от значения показателя D (см. предыдущий раздел статьи):

Значение показателя D

Процент «рисковых» товаров в общем остатке

> 0,03

> 75%

от 0,02 до 0,03

> 60%

от 0,015 до 0,02

> 50%

от 0,01 до 0,015

> 40%

от 0,005 до 0,01

> 30%

до 0,005

> 20%

Третья составляющая — отсутствие товара/услуги, указанного в НН/РК, представленной на регистрацию, в таблице данных и пояснениях, представляемых плательщиком налога по форме приложения к Критериям № 567, как товара/услуги, поставляемого (изготовляемого) на постоянной основе.

Следовательно, основной критерий блокировки НН немного «ослабили».

Но в то же время Минфин ввел новый критерий блокировки НН/РК (пп.3 п.6 Критериев № 567). Он касается только расчетов корректировки к налоговым накладным, если происходит изменение стоимости ИЛИ изменение номенклатуры товаров/услуг.

Изменение стоимости. Это событие теперь стало отдельным основанием для блокировки НН (конечно, если РК не соответствует так называемым признакам, при наличии которых мониторинг не происходит). РК будет заблокирован, если предполагается изменение стоимости товаров/услуг в НН более чем вдвое. То есть если стоимость товаров/услуг изменится в сторону увеличения или уменьшения более чем в два раза, РК будет заблокирован.

Изменение номенклатуры. Если номенклатура товаров изменяется на уровне первых четырех цифр кода согласно УКТ ВЭД, а номенклатура услуг — на уровне первых двух цифр кода согласно ГКПУ, то соответствующий РК будет заблокирован.

Очевидно, введение нового критерия блокировки для РК вызвано попытками Минфина предупредить составление плательщиками РК к старым НН вместо составления новых НН (которые могут попасть под блокировку). Вероятно, именно такой способ выбирали некоторые плательщики НДС, чтобы предотвратить блокировку новой НН. А что же им еще оставалось делать в условиях некорректной работы СМКОР?

Но вместо того, чтобы устранить недостатки в работе системы мониторинга, Минфин опять выбрал путь закручивания гаек.

(2)См., в частности, открытое обращение к руководству страны относительно устранения последствий работы системы блокировки НН (Бухгалтерия, 2017, № 46, с.6) (прим. ред.).

(3)По имеющейся информации, это «улучшение» работает довольно некорректно, то есть «сельскохозяйственные» НН/РК часто блокируются и сейчас. Вероятно, причина кроется в некорректной работе СМКОР, но плательщикам от этого не легче, поэтому им приходится жаловаться в ГФС, Совет бизнес-омбудсмена, Кабмин и Минфин одновременно (прим. авт.).

(4)А именно приказом ГФС от 30.06.2017 г. № 461. Опубликован: НДС в условиях электронного администрирования: Сборник систематизированного законодательства. — 2017. — Вып.8. — С.88—96 (прим. ред.).