НДФЛ: визитки работнику — дополнительное благо?

Опубликовано в БУХГАЛТЕРИИ № 47 (1294) от 20 НОЯБРЯ 2017 года


Налог на доходы физических лиц

Ирина ГУБИНА, редактор


КОММЕНТАРИЙ

к разъяснению (ЗІР), категория 103.02

Данное разъяснение — яркий пример того, куда может завести фискальная мысль без капли здравого смысла! Причиной тому является попытка назвать доходом ВСЕ, что передает работодатель своим работникам. Очевидно, что следующим шагом должно стать признание доходом всех приспособлений, находящихся на рабочем месте, включая само рабочее место, офисное кресло, мыло и воду в туалете… Дальше все додумывают сами.

Но ведь согласно процитированной налоговиками норме пп.«є» пп.14.1.54 ст.14 НКУ ДОХОДОМ является прежде всего ДОХОД, а не ВСЕ полученное. Самое печальное, что как раз ключевого определения, что же считать доходом в принципе, Кодекс не содержит. Поэтому следует исходить из сути понятия или хотя бы из бухгалтерских определений, согласно которым под доходом следует понимать «увеличение экономических выгод в виде поступления активов или уменьшения обязательств, которые приводят к увеличению собственного капитала» (п.3 ПБУ-1). Если с этой позиции рассматривать визитки, то ни будущие экономические выгоды, ни увеличение собственного капитала от использования визиток работнику явно не светят.

Как бы того не хотелось фискалам, но визитки работников по своей сути — это рабочий инструмент, которым предприятие прежде всего популяризирует себя, а не дает работникам возможность получить от этих визиток какой-то мифический доход.

Обратиться к столь одиозной теме редакцию побудила резонансная публикация территориального органа ГФС, которая широко обсуждалась в профессиональных кругах. Однако упомянутая консультация местных налоговиков — отнюдь не первоисточник. Комментируемая консультация идентичного содержания уже не первый месяц тихо обитает в Общедоступном информационно-справочном ресурсе (ЗІР). А популярность она обрела именно благодаря тому, что была растиражирована местными фискалами.