Военный сбор в форме № 1ДФ

Опубликовано в БУХГАЛТЕРИИ № 46 (1293) от 13 НОЯБРЯ 2017 года


Военный сборФорма № 1ДФ

Инна ЖУРАВСКАЯ, заместитель главного редактора


Комментарий

к  ИНК ГФС от 14.08.2017 г.  № 1591/6/99-99-13-01-01-15/ІПК

Уже который год подряд открытым остается вопрос об отражении показателей в строке «Військовий збір» раздела II налогового расчета по форме № 1ДФ. Причина в том, что в Порядке № 4 четко не указано, какие именно доходы следует отражать в данной строке — все начисленные доходы независимо от факта их налогообложения или только те, которые подлежат обложению военным сбором у источника выплаты дохода.

За последние три года фискальная служба уже несколько раз кардинально меняла свою позицию по этому поводу. Так, в 2015 году налоговики разъясняли, что в строке «Військовий збір» следует указывать только доход, из суммы которого удерживается военный сбор(1). Однако после отмены данного разъяснения ситуация в корне изменилась, поскольку новое разъяснение ГФС, размещенное в Общедоступном информационно-справочном ресурсе (ЗІР), категория 103.25, заставило усомниться в правомерности неотражения в строке «Військовий збір» доходов, не облагаемых этим сбором.

Однако спустя некоторое время в письме ГУ ГФС в г.Киеве от 10.11.2016 г. № 7431/П/26-15-13-02-15 было указано, что в строке «Військовий збір» отражаются только те доходы, из которых удерживался военный сбор.

Но еще и месяца не прошло, как ГФС предо­ставила абсолютно противоположное разъяснение. В письме от 02.12.2016 г. № 26065/6/99-99-13-01-01-15(2) она утверждала, что в этой строке следует отражать все начисленные доходы, а не только облагаемые военным сбором. Фактически то же утверждает ГФС и в комментируемом письме. В числе новых аргументов ГФС то, что Порядок № 4 не предусматривает исключений для каких-либо доходов, в частности для тех, которые не подлежат обложению военным сбором, поэтому в графах «Загальна сума нарахованого доходу» и «Загальна сума виплаченого доходу» необходимо указывать информацию обо всех доходах, которые были начислены (выплачены) физическим лицам, в том числе физлицам-предпринимателям.

Итак, ГФС считает, что в строке «Військовий збір» раздела II налогового расчета необходимо указывать все доходы, начисленные (выплаченные) физлицам, независимо от того, подлежат ли такие доходы обложению военным сбором.

Однако следует обратить внимание и на то, что невключение в строку «Військовий збір» доходов, не подлежащих обложению этим сбором, формально не несет никаких последствий для налогового агента. И вот почему. Статья 119 НКУ, определяющая ответственность за нарушение порядка представления информации о физлицах-налогоплательщиках, предусматривает наложение штрафа за непредставление, представление с нарушением установленных сроков, представление не в полном объеме, с недостоверными сведениями или с ошибками налогового расчета. Размер штрафа составляет 510 грн., а при повторном аналогичном нарушении в течение года — 1020 грн. (пп.119.2 ст.119 НКУ). Но при представлении расчета с недостоверными сведениями или ошибками штраф может применяться только в том случае, если такие сведения либо ошибки привели к уменьшению и/или увеличению налоговых обязательств плательщика налога и/или к смене плательщика налога. Поэтому нет оснований для начисления этого штрафа, если военный сбор удержан и своевременно перечислен в бюджет в полном объеме.

Следует отметить, что при этом также отсутствуют основания для применения ст.1634 КоАП, предусматривающей штрафные санкции к должностным лицам предприятий, учреждений и организаций в размере от 2 до 3 ннмдг(3) (от 34 до 51 грн.), а при повторном нарушении — от 3 до
5 ннмдг (от 51 до 85 грн.). Указанные штрафы предусмотрены за следующие нарушения:

  • неудержание или неперечисление в бюджет сумм НДФЛ при выплате физлицу доходов;
  • перечисление НДФЛ за счет средств предприятий, учреждений и организаций (кроме случаев, когда такое перечисление разрешено законодательством);
  • несообщение или несвоевременное сообщение государственным налоговым инспекциям по установленной форме сведений о доходах граждан.

Таким образом, ст.1634 КоАП касается случаев, связанных с обязательствами по НДФЛ, а не военному сбору. В части же представления сведений о доходах граждан данная статья также не может быть применена, поскольку в строке «Війсь­ковий збір» раздела II формы № 1ДФ не указываются сведения о доходах отдельных физлиц. Кроме того, в п.161 подразд.10 разд.XX НКУ не установлено, что должностные лица предприятий, учреждений и организаций несут административную ответственность за нарушение порядка удержания и уплаты военного сбора или представления отчетности по нему.


(1)Соответствующее разъяснение ГФС ранее было размещено в Общедоступном информационно-справочном ресурсе (ЗIР), категория 103.25, и действовало до 06.11.2015 г. (прим. ред.).

(2)Опубликовано: Бухгалтерия. — 2017. — № 6. — С.52 (прим. ред.).

(3)Не облагаемый налогом минимум доходов граждан (17 грн.) (прим. авт.).