Обобщающие налоговые консультации: определен порядок их предоставления

Опубликовано в БУХГАЛТЕРИИ № 45 (1292) от 6 НОЯБРЯ 2017 года


Администрирование налогов

Дмитрий РОЖЕНКО, юрист, к.ю.н.


Минфин приказом от 27.09.2017 г. № 811 утвердил Порядок предоставления обобщающих налоговых консультаций (далее — Порядок № 811(1)). Данный документ призван решить одну-единственную задачу — урегулировать процедуру предоставления обобщающих налоговых консультаций (далее — ОНК).

Принятие Порядка № 811 имеет свою предысторию. Так, с 01.01.2017 г. вступил в силу Закон № 1797(2). Этим Законом (п.22 раздела I) в новой редакции были изложены ст.52 «Налоговая консультация» и ст.53 «Последствия применения налоговых консультаций» НКУ, которые начинали «работать» позже — с 01.04.2017 г. Этими изменениями, в частности, обновлялся и порядок предоставления ОНК. Так, п.52.6 ст.52 НКУ было определено, что центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализацию государственной финансовой политики, проводит периодическое обобщение индивидуальных налоговых консультаций, а также анализирует обстоятельства, свидетельствующие о неоднозначности отдельных норм налогового и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, путем предоставления обобщающих налоговых консультаций, утверждаемых приказом этого органа. Согласно постановлению КМУ от 20.08.2014 г. № 375 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Украины» таким органом является Минфин.

Отметим, что полномочия по предоставлению ОНК были переданы Минфину еще в 2015 году, когда этому ведомству переподчинили ГФС Украины (согласно постановлению КМУ от 22.07.2015 г. № 548). Однако механизм предоставления подобных консультаций разработан не был, что являлось камнем преткновения на пути развития данного направления практической деятельности ведомства. И вот наконец появился Порядок № 811.

Этот документ имеет четыре раздела, каждый из которых посвящен отдельно взятому процедурному элементу. Так, раздел I имеет название «Общие положения», но наполнен он ключевыми, основополагающими нормами. В частности, п.2 раздела I Порядка № 811 содержит исчерпывающий перечень оснований для предоставления ОНК, к числу которых относятся:

  • предоставление ОНК по результатам периодического обобщения индивидуальных налоговых консультаций, предоставленных налогоплательщикам контролирующими органами;
  • предоставление ОНК при наличии обстоятельств, свидетельствующих о неоднозначности отдельных норм налогового и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы;
  • случаи отмены судом приказа Минфина об утверждении ОНК.

Предоставление ОНК по первым двум основаниям будет осуществляться на основе обобщенной информации о результатах практического применения законодательства по вопросам налогообложения, по вопросам уплаты единого взноса, которую Минфину будет передавать ГФС не позднее 5 числа месяца, следующего за каждым календарным кварталом. При этом информация от ГФС должна содержать конкретные сведения, перечень которых приведен в п.4 раздела II Порядка № 811, а также сопровождаться предложениями специалистов фискального органа относительно необходимости предоставления ОНК. Пока что остается под вопросом, каков будет вес этих предложений во время принятия решения о предоставлении либо о непредоставлении ОНК. Судя по всему, эти предложения будут носить рекомендационный характер, и последнее слово все равно останется за Минфином.

Из сказанного следует еще один, весьма значимый, вопрос: а что делать, если ГФС вдруг не присылает свои предложения относительно необходимости предоставления ОНК, или же эти предложения не в полной мере соответствуют содержанию обобщенной информации? Сразу отметим, что варианты действий Минфина в подобных случаях в Порядке № 811 не предусмотрены. В то же время при Минфине будут функционировать два автономных отдела, на которые и будет возложена задача принятия решения о предоставлении либо о непредоставлении ОНК. Это Структурное подразделение, ответственное за подготовку и предоставление ОНК, и Экспертный совет по вопросам подготовки ОНК. Взаимоотношения между этими отделами будут строиться следующим образом.

Шаг 1: инициирование ответственным подразделением проведения заседания Экспертного совета (не реже одного раза в квартал).

Шаг 2: обобщение ответственным подразделением полученной от ГФС информации за прошедший календарный квартал и подготовка для секретаря Экспертного совета всех необходимых материалов не позднее чем за 20 рабочих дней до дня заседания Экспертного совета, чтобы его члены имели возможность подготовить предложения и рекомендации относительно подготовки проектов соответствующих ОНК. В то же время в Порядке № 811 не оговариваются сроки подготовки ответственным подразделением материалов в случае внеочередного заседания Экспертного совета (п.3 раздела II Порядка № 811). Вероятно, на практике конкретные сроки предоставления материалов будут согласовываться ответственным подразделением непосредственно с секретарем Экспертного совета исходя из даты проведения внеочередного заседания.

Шаг 3: подготовка ответственным подразделением проекта приказа об утверждении ОНК в течение 10 рабочих дней со дня утверждения протокольного решения Экспертного совета (п.5 раздела II Порядка № 811).

Шаг 4: принятие приказа и его публикация на официальном сайте Минфина в течение 5 календарных дней со дня принятия (п.3 раздела I Порядка № 811).

Как можно увидеть из приведенного пошагового алгоритма взаимодействия автономных отделов Минфина, основная нагрузка по подготовке ОНК ложится на плечи Структурного подразделения. Поэтому, даже если от ГФС не поступит предложений относительно необходимости предоставления ОНК или же эти предложения будут не в полной мере соответствовать содержанию обобщенной информации, структурное подразделение сможет провести анализ предоставленной ГФС обобщенной информации, подготовить на ее основе уже свои умозаключения и передать их на рассмотрение Экспертному совету.

С первыми двумя основаниями для предоставления ОНК и алгоритмом их практического применения удалось разобраться. Осталось третье — отмена судом приказа Минфина об утверждении ОНК. Следует отметить, что в таком случае принимается новая ОНК с учетом выводов, изложенных в решении суда, что вполне логично. И вот здесь не совсем понятна процедура принятия новой ОНК. То ли Структурное подразделение имеет право самостоятельно учесть выводы суда и подготовить проект приказа об утверждении новой ОНК, то ли необходимо созывать внеочередное заседание Экспертного совета по этому вопросу. И Порядок № 811 не дает однозначного ответа (п.6 раздела II). Вероятно, решение о проведении либо о непроведении внеочередного заседания Экспертного совета будет приниматься самим структурным подразделением самостоятельно. Хотя, по глубокому убеждению автора, в созыве внеочередного заседания Экспертного совета нет необходимости по нескольким причинам.

Так, Экспертный совет не сможет дать рекомендации, которые будут противоречить выводам суда. Ведь согласно ст.1291 Конституции Украины судебное решение является обязательным к исполнению. Влияет и ограничение во времени: Минфин должен опубликовать новую ОНК с учетом выводов суда в течение 30 календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда об отмене приказа об утверждении ОНК.

Раздел III Порядка № 811 посвящен структуре ОНК. Здесь необходимо обратить внимание на весьма важную деталь — одна ОНК может содержать ответы на несколько проблемных вопросов по практическому применению норм права, если, конечно, они имеют одну тематику, а также содержать примеры отдельных ситуаций (п.2, п.3 раздела III Порядка № 811). С точки зрения налогоплательщиков такой подход к оформлению содержания ОНК является вполне оправданным, поскольку, с одной стороны, они получают возможность ознакомиться с конкретной проблематикой в рамках одного документа, а не нескольких, размещенных в разных источниках, а с другой — могут почерпнуть практические рекомендации.

И, наконец, в последнем разделе IV Порядка № 811 указаны сроки действия ОНК. В частности, ОНК действует до момента признания приказа Минфина об ее утверждении утратившим силу или отмены судом такого приказа. При этом не может быть привлечен к ответственности, в том числе финансовой (штрафные санкции и/или пеня), налогоплательщик (налоговый агент и/или его должностное лицо), который действовал в соответствии с ОНК, за деяния, содержащие признаки налогового правонарушения, в частности на основании того, что в дальнейшем такая налоговая консультация была изменена или отменена (п.1 и п.2 раздела IV Порядка № 811).

Подытоживая сделанный анализ, можно с уверенностью сказать, что принятие Минфином Порядка № 811 окажет положительное влияние на процесс разъяснения спорных аспектов правоприменительной практики в сфере налогообложения.


(1)На момент подготовки материала документ еще не вступил в силу (прим. ред.).

(2)Закон Украины от 21.12.2016 г. № 1797-VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по улучшению инвестиционного климата в Украине» (прим. ред.).