Квоты на трудоустройство: новые обязательства работодателей

Опубликовано в БУХГАЛТЕРИИ № 44 (1291) от 30 ОКТЯБРЯ 2017 года


Кадровое делопроизводство

Инна ЖУРАВСКАЯ, заместитель главного редактора


Ряд изменений, обусловленных принятием пенсионной реформы, уже был проанализирован на страницах газеты «Бухгалтерия»(1). В этот раз проанализируем изменения, касающиеся законодательства о занятости.

Как известно, Законом № 2148(2) внесены существенные изменения в части страхового стажа работников, влияющего на их пенсионное обеспечение(3). Однако, учитывая уровень занятости населения в Украине, авторы пенсионной реформы очевидно решили хоть как-то защитить на рынке занятости работников, возраст которых приближается к пенсионному. Поэтому ч.2 ст.14 Закона о занятости(4) дополнена абзацем вторым следующего содержания: «для трудоустройства лиц, которым до наступления права на пенсию по возрасту в соответствии со статьей 26 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» осталось 10 и менее лет, предприятиям, учреждениям и организациям с численностью штатных работников от 8 до 20 человек устанавливается квота в размере не менее одного человека в среднеучетной численности штатных работников» (п.23 Закона № 2148).

Что это значит? Для того чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего напомним, что в ч.2 ст.14 Закона о занятости для предприятий (учреждений, организаций), численность штатных работников которых превышает 20 человек, установлены квоты на трудоустройство лиц, указанных в ч.1 ст.14 этого же Закона. Следует отметить, что в числе этих лиц — разные категории работников, в том числе и лица, которым до наступления права на пенсию по возрасту в соответствии со ст.26 Закона № 1058(5) осталось 10 и менее лет, то есть лица от 50 лет. Квота для таких предприятий (учреждений, организаций) установлена в размере 5% среднеучетной численности штатных работников за предыдущий календарный год(6).

Однако изменениями, внесенными Законом № 2148, предусмотрена еще одна квота — для предприятий (учреждений, организаций) с численностью штатных работников от 8 до 20 человек, то есть для предприятий, на которые ранее не распространялись требования о выполнении квоты, предусмотренной в Законе о занятости. Такие предприятия обязаны выполнять квоту в размере не менее одного человека в среднеучетной численности штатных работников. И таким лицом должно быть лицо, которому до наступления права на пенсию по возрасту в соответствии со ст.26 Закона № 1058 осталось 10 и менее лет. Выполнять квоту на трудоустройство других лиц, указанных в ч.1 ст.14 Закона о занятости, предприятия (учреждения, организации) с численностью штатных работников от 8 до 20 человек не обязаны.

Обратите внимание! Указанные изменения вступят в силу с 1 января 2018 года (абзац третий п.1 р.ІІ Закона № 2148). Поэтому еще есть время побеспокоиться о том, чтобы в будущем году новая квота была выполнена.

Для выполнения квоты работодатель может заняться поиском нужной кандидатуры самостоятельно либо через кадровые агентства или же обратиться в центр занятости. Для этого необходимо создать соответствующую вакансию и представить в территориальный орган Государственного центра занятости форму № 3-ПН «Інформація про попит на робочу силу (вакансії)». Срок ее представления — не позднее 3 рабочих дней с даты открытия вакансии (п.5 р.І Порядка № 316(7)). Датой открытия вакансии является:

  • следующий день после создания рабочего места или прекращения трудовых отношений с работником, рабочее место которого становится вакантным, или
  • дата, начиная с которой может быть заключен трудовой договор с наемным работником.

(1)См.: Алиев Т. ЕСВ-изменения: последствия пенсионной реформы // Бухгалтерия. — 2017. — № 43. — С.6–8; Журавская И. Больничные и другие страховые выплаты: что изменила пенсионная реформа // Там же. — С.9–11 (прим. ред.).

(2)Закон Украины от 03.10.2017 г. № 2148-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в части повышения пенсий» (прим. ред.).

(3)Подробнее об этом см. в статье Т. Алиева на с.7данного номера (прим. ред.).

(4)Закон Украины от 05.07.2012 г. № 5067-VI «О занятости населения» (прим. ред.).

(5)Закон Украины от 09.07.2003 г. № 1058-IV «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» (прим. ред.).

(6)См. также: Журавская И. Квоты на занятость: расчет и отчетность // Бухгалтерия. — 2017. — № 1–2. — С.33–36; Соколова С. Отчет о квотах на трудоустройство: тонкости расчетов // Бухгалтерия. — 2015. — № 3. — С.60–64 (прим. ред.).

(7)Порядок представления формы отчетности № 3-ПН «Інформація про попит на робочу силу (вакансії)», утвержденный приказом Минсоцполитики от 31.05.2013 г. № 316. Опубликован: Кадрово-зарплатные ошибки: сам выявил — сам исправил!: Сборник систематизированного законодательства. — 2017. — Вып.6. — С.56–57 (прим. ред.).