Пенсионная реформа: чего ожидать нынешним и будущим пенсионерам

Опубликовано в БУХГАЛТЕРИИ № 44 (1291) от 30 ОКТЯБРЯ 2017 года



Тимур АЛИЕВ, редактор


Пенсионная реформа, воплощением которой стал Закон № 2148(1), уже вступила в свои права. Ранее мы делали небольшой обзор последних изменений в пенсионном законодательстве(2). Теперь же поговорим об этих изменениях детальнее.

Пенсии работающих пенсионеров

Напомним, что в ст.85 Закона № 1778(3) существовала временная норма (до 31 декабря текущего года), согласно которой:

  • пенсионерам-госслужащим(4) вообще не выплачивались пенсии;
  • всем остальным работникам-пенсионерам, размер пенсии которых превышает 150% прожиточного минимума, установленного для лиц, утративших трудоспособность (с 1 мая 2017 года — 1312 грн. × 150% = 1968 грн.), пенсия выплачивалась в размере 85% назначенного размера, но не менее 150% указанного прожиточного минимума.

В то же время перечисленные ограничения не распространялись на лиц с инвалидностью I и II групп, лиц с инвалидностью вследствие войны III группы и участников боевых действий, лиц, на которых распространяется действие п.1 ст.10 Закона Украины от 22.10.93 г. № 3551-XII «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты».

То есть пенсии выплачивались с учетом получаемой зарплаты (дохода). Однако благодаря изменениям в ч.4 и 6 Закона № 1778, действие временной нормы было сокращено и указанные ограничения уже не действуют с 1 октября 2017 года, что, конечно же, не может не радовать работающих пенсионеров.

Индексация пенсий

Как известно, среди объектов индексации денежных доходов населения значатся пенсии (абзац второй ч.1 ст.2 Закона об индексации(5), абзац второй п.2 Порядка № 1078(6)). А в п.9 Порядка № 1078 даже прописан специальный порядок индексации пенсии работающим пенсионерам.

Но ст.5 Закона об индексации дополнили новой ч.5, действие которой началось с 11 октября 2017 года. И теперь индексация пенсий осуществляется путем их повышения в соответствии с законодательством об общеобязательном государственном пенсионном страховании. Следовательно, у работодателя отпала потребность в двухнедельный срок после проведения индексации оплаты труда представлять органам, которые назначают и выплачивают пенсию, информацию о размере оплаты труда работающего пенсионера, проиндексированной ее сумме и сумме индексации (абзац третий п.9 Порядка № 1078).

При этом естественно, что из ст.42 Закона № 1058(7) исключили ч.1, в которой шла речь о том, что пенсии, назначенные по указанному Закону, индексируются в соответствии с законодательством об индексации денежных доходов населения, а ч.2 этой статьи изложили в новой редакции, согласно которой для обеспечения индексации пенсии должен ежегодно производиться перерасчет ранее назначенных пенсий путем увеличения показателя средней зарплаты (дохода) в Украине, с которой уплачены страховые взносы, который учитывается для исчисления пенсии.

Показатель средней зарплаты (дохода) в Украине, который следует применять для исчисления пенсии, будет ежегодно увеличивается на коэффициент, соответствующий 50% показателя роста потребительских цен за предыдущий год и 50% показателя роста средней заработной платы (дохода) в Украине, с которой уплачены страховые взносы, за три календарных года, предшествующих году, в котором проводится увеличение, по сравнению с тремя календарными годами, предшествовавшими году, который является предыдущим относительно года, в котором проводится увеличение. Однако в полной мере это правило начнет действовать лишь с 2021 года. А в 2019—2020 годах показатель средней зарплаты (дохода) в Украине, с которой уплачены страховые взносы, который применяется для перерасчета пенсий, будет увеличиваться на коэффициент, соответствующий 50% показателя роста потребительских цен за предыдущий год и 50% показателя роста средней зарплаты (дохода) в Украине, с которой уплачены страховые взносы, за год, предшествующий году, в котором проводится увеличение по сравнению с годом, предшествующим году, который является предыдущим относительно года, в котором проводится увеличение (р.XV Закона № 1058 дополнили п.45).

В случае отсутствия дефицита средств Пенсионного фонда размер ежегодного увеличения показателя средней зарплаты (дохода) в Украине, который применяется для исчисления пенсии, может быть увеличен до 100% показателя роста средней зарплаты (дохода) в Украине. Такое увеличение уже будет происходить по решению Кабмина.

Благодаря тому, что абзац второй ч.3 Закона № 1058 изложили в новой редакции с 1 января 2016 года, в случае увеличения размера прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, определенного законом, а также в случае увеличения размера минимальной зарплаты, установленной законом о Госбюджете на соответствующий год, повышается размер пенсии, исчисленной по правилам ст.28 Закона № 1058, то есть минимальной пенсии по возрасту (кроме работающих пенсионеров). Перерасчет пенсии проводится со дня установления нового размера прожиточного минимума или минимальной зарплаты. Работающим пенсионерам после увольнения с работы пенсия будет пересчитываться с учетом прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность / минимальной зарплаты, определенных законом на дату увольнения.

Минимальная пенсия по возрасту

Таким образом, все неработающие пенсионеры должны получать пенсию не ниже прожиточного минимума. Это подтверждается и абзацем первым ч.1 ст.28 Закона № 1058, которая, кстати, тоже изложена в новой редакции. Причем с 1 октября 2017 года при назначении и перерасчете пенсий используется размер прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, установленный на 1 декабря текущего года Законом Украины от 21.12.2016 г. № 1801-VIII «О Государственном бюджете Украины на 2017 год», — 1373 грн., увеличенный на 79 грн., то есть 1452 грн. Эта сумма будет актуальна до установления большего прожиточного минимума (абзац первый п.2 р.II Закона № 2148).

Однако с 1 января 2018 года у лиц, достигших возраста 65 лет, минимальный размер пенсии по возрасту при наличии у мужчин 35 лет, а у женщин — 30 лет страхового стажа устанавливается в размере 40% минимальной зарплаты, но не менее прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность (ч.2 ст.28 Закона № 1058).

Отметим, что по нормам ч.5 ст.28 Закона № 1058 при определении минимального размера пенсии по возрасту и увеличении минимальной пенсии по возрасту, предусмотренных абзацами первым и вторым ч.1, ч.2 и 3 указанной статьи, в страховой стаж не учитывается период, за который производилась единовременная уплата ЕСВ в соответствии с ч.5 ст.10 Закона о ЕСВ. А о том, что изменится со следующего года в вопросе такой добровольной единовременной уплаты, мы уже писали ранее(8).

Условия назначения пенсии по возрасту

Учитывая новую редакцию ст.26 Закона № 1058, только до конца 2017 года минимальный размер страхового стажа для выхода на пенсию (после достижения 60 лет) будет составлять 15 лет. Начиная со следующего года, следует ориентироваться на данные, приведенные в табл.1(9).

Таблица 1. Право на назначение пенсии по возрасту

Временной интервал

Минимальный страховой стаж, лет

начиная с 01.01.2018 г.

начиная с 01.01.2019 г.

по достижении возраста 60 лет (ч.1 ст.26 Закона № 1058)

при отсутствии страхового стажа, предусмотренного ч.1 ст.26 Закона № 1058, по достижении возраста 63 лет (ч.2 ст.26 Закона № 1058)

при отсутствии страхового стажа, предусмотренного ч.1 и 2 ст.26 Закона № 1058, по достижении возраста 65 лет (ч.3 ст.26 Закона № 1058)

с 01.01.2018 г. по 31.12.2018 г.

25

от 15 до 25

×

с 01.01.2019 г. по 31.12.2019 г.

26

от 16 до 26

от 15 до 16

с 01.01.2020 г. по 31.12.2020 г.

27

от 17 до 27

от 15 до 17

с 01.01.2021 г. по 31.12.2021 г.

28

от 18 до 28

от 15 до 18

с 01.01.2022 г. по 31.12.2022 г.

29

от 19 до 29

от 15 до 19

с 01.01.2023 г. по 31.12.2023 г.

30

от 20 до 30

от 15 до 20

с 01.01.2024 г. по 31.12.2024 г.

31

от 21 до 31

от 15 до 21

с 01.01.2025 г. по 31.12.2025 г.

32

от 22 до 32

от 15 до 22

с 01.01.2026 г. по 31.12.2026 г.

33

от 23 до 33

от 15 до 23

с 01.01.2027 г. по 31.12.2027 г.

34

от 24 до 34

от 15 до 24

начиная с 01.01.2028 г.

35

от 25 до 35

от 15 до 25

Если же лицо, достигшее 60 лет, не имеет страхового стажа, предусмотренного соответствующими строками табл.1, в период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2020 года оно может рассчитывать на временное государственное соцпособие. Но и для его назначения нужно иметь не менее 15 лет страхового стажа. Указанное пособие будет назначаться органами соцзащиты населения и выплачиваться до достижения лицами возраста, с которого они получают право на назначении пенсии (п.5 р.II Закона № 2148).

Раньше положенных 60 лет выйти на пенсию смогут трудоголики. Любой работник, чей стаж достигнет 40 лет, сможет незамедлительно отправиться на заслуженный отдых. Правда, воспользоваться таким правом можно будет не сразу: норма вступит в силу только с 1 января 2028 года.

Страховой стаж

Как известно, абзац первый ч.1 ст.24 Закона № 1058 определяет, что страховой стаж — период (срок), в течение которого лицо подлежит общеобязательному государственному пенсионному страхованию и за который ежемесячно уплачены страховые взносы в сумме не меньше минимального страхового взноса (в 2017 году — 704 грн.). Но вот уже третий год подряд работодатели имеют дело с «минзарплатным» правилом по ЕСВ(10). И как в свое время отмечалось в письме ПФУ от 16.03.2017 г. № 7918/02-12(11), со ссылкой на нормы ч.3 ст.4 Закона № 1058, зарплата для исчисления пенсии (и соответственно для определения величины страхового стажа) учитывается в сумме, начисленной лицу. То есть доначисление ЕСВ на разницу между минималкой (в 2017 году — 3200 грн.) и фактическим доходом работника никоим образом не должно влиять на страховой стаж.

Однако в ч.3 ст.4 Закона № 1058 были внесены изменения, которые применяются с 1 октября 2017 года. Теперь неполный месяц работы должен засчитываться в страховой стаж как полный месяц при условии, что сумма уплаченных за этот месяц страховых взносов с учетом сумм страховых взносов, уплаченных исходя из минимальной зарплаты, не меньше, чем минимальный страховой взнос. Если сумма уплаченных за соответствующий месяц страховых взносов с учетом сумм страховых взносов, уплаченных исходя из минималки, меньше минимального страхового взноса, этот период засчитывается в страховой стаж как полный месяц при условии осуществления соответствующей доплаты к сумме страховых взносов с учетом сумм страховых взносов, уплаченных исходя из минимальной зарплаты, таким образом, чтобы общая сумма уплаченных денежных средств за соответствующий месяц была не менее минимального страхового взноса.

Напомним, что порядок осуществления доплаты в соответствии с ч.3 ст.24 Закона № 1058 прописан в п.15 Инструкции о порядке исчисления и уплаты страхователями и застрахованными лицами взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Украины, утвержденной постановлением Правления ПФУ от 19.12.2003 г. № 21-1. И доплата до минимального страхового взноса за неполный месяц работы осуществляется застрахованным лицом (а не страхователем!) по его желанию по данным персонифицированного учета по итогам года или при выходе застрахованного лица на пенсию по месту жительства. В случае если указанная доплата не была осуществлена, в страховой стаж засчитывается период, определенный за каждый месяц уплаты страховых взносов по формуле 1.

 

Формула 1

 

Продолжительность периода, который засчитывается в страховой стаж (месяцев)

=

Сумма фактически уплаченных страховых взносов за соответствующий месяц с учетом сумм страховых взносов, уплаченных исходя из минзарплаты

:

Минимальный страховой взнос за соответствующий месяц

Как видим, фраза «с учетом сумм страховых взносов, уплаченных исходя из минимальной зарплаты» говорит о том, что на законодательном уровне доначисление ЕСВ работодателем исходя из минималки уже должно учитываться в страховом стаже работника. В то же время следует помнить, что по нормам абзаца третьего п.2 р.ІІ Положения № 10-1(12) в Госреестр вносятся сведения о зарплате, доходе, денежном довольствии, пособии и компенсации, на которые начислены и из которых уплачены страховые взносы, которые представляются работодателями — предприятиями, учреждениями, организациями, воинскими частями и органами, выплачивающими денежное довольствие, пособия и компенсации в соответствии с законодательством. А согласно п.2 р.ІІІ данного Положения индивидуальные сведения о застрахованном лице из Госреестра застрахованных лиц представляются страхователю и/или застрахованному лицу, в частности, по форме № ОК-5 (приложение 1 к Положению № 10-1). В указанной форме отражаются данные о сумме заработка для начисления пенсии, количестве дней страхового стажа по месяцам и уплате страховых взносов. Разница между минимальной и фактической зарплатой не является заработком застрахованного лица в понимании Закона Украины от 24.03.95 г. № 108/95-ВР «Об оплате труда». Следовательно, она не указывалась в формах № ОК-5 и, соответственно, не влияла на страховой стаж. Попадет ли вся дополнительная база с типом начисления «13» из таблицы 6 формы № Д4 в форму № ОК-5 (с учетом доработки программного обеспечения, о чем так рьяно заявлял ПФУ в письме от 17.03.2017 г. № 8134/04-11) уже с октября текущего года? Или такое станет возможным после внесения изменений в Положение № 10-1? Надеемся, что ответы на эти вопросы от Пенсионного фонда мы получим уже в скором времени.

Напомним, что по общему правилу абзаца 1 ч.2 ст.24 Закона № 1058 страховой стаж исчисляется территориальными органами Пенсионного фонда по данным, содержащимся в системе персонифицированного учета, а за периоды до внедрения системы персонифицированного учета, то есть до 1 июля 2000 года — на основании документов, действовавших до вступления в силу Закона № 1058, то есть до 1 января 2004 года. А с учетом того, что р.XV Закона № 1058 дополнили п.31, нормы которого начнут действовать с 1 января 2018 года (абзац третий п.1 р.II Закона № 2148), в страховой стаж для определения права на назначение пенсии согласно ст.26 Закона № 1058 будут включаться периоды, указанные в табл.2.

Таблица 2. Периоды, включаемые в страховой стаж с 2018 года

№ п/п

Деятельность

Период, включаемый в страховой стаж

Примечания

1

Ведение предпринимательской деятельности с применением упрощенной системы налогообложения, а также с применением фиксированного налога

с 01.01.98 г. по 30.06.2000 г. включительно

Подтверждается справкой о регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности

с 01.07.2000 г. по 31.12.2017 г. включительно

При условии уплаты страховых взносов (ЕСВ) независимо от уплаченного размера (кроме случаев освобождения от уплаты ЕСВ)

2

Прохождение военной службы

по 31.12.2017 г. включительно

Подтверждается справкой с места службы

3

Нахождение в отпуске в связи с беременностью и родами

с 01.01.2004 г. по 30.06.2013 г.* включительно

Подтверждается трудовой книжкой, копией свидетельства о рождении ребенка, извлечением из приказов работодателя о времени декретного отпуска

*С 01.07.2013 г. период пребывания в таком отпуске учитывается в страховой стаж, в том числе для определения размера пенсии, по данным системы персонифицированного учета, поскольку именно с этой даты они являются застрахованными лицами

4

Нахождение в отпуске по уходу за ребенком до достижения им шестилетнего возраста

с 01.01.2004 г. до момента введения уплаты страховых взносов (ЕСВ) за женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста

Подтверждается трудовой книжкой, копией свидетельства о рождении ребенка, извлечением из приказов работодателя о назначении отпуск

Отметим, что в связи с повышенным вниманием общественности к вопросу зачисления периода ухода за ребенком в стаж, Кабмин на правительственном портале разместил информацию Минсоцполитики о том, что периоды трудовой деятельности и другие периоды, которые учитывались в трудовой стаж для назначения пенсии до 01.01.2004 г. (дата вступления в силу Закона № 1058), засчитываются в страховой стаж в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством, действовавшим ранее.

Так, до указанной даты в трудовой стаж включаются все периоды нахождения в трудовых отношениях, в том числе в периоды отпусков:

  • по уходу за ребенком до трех лет;
  • в связи с беременностью и родами;
  • по уходу за ребенком в соответствии с медицинским заключением, но не более чем до достижения ребенком шестилетнего возраста.

Также в трудовой стаж до 01.01.2004 г включается время ухода неработающей матери за малолетними детьми, но не дольше чем до достижения каждым ребенком трехлетнего возраста. Начиная с указанной даты, время по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста засчитывается в страховой стаж матери при условии, если она ухаживает за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и получает пособие по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста. С 01.01.2005 г. взносы за эти периоды выплачиваются за счет средств госбюджета.

Льготные пенсии и пенсии по выслуге лет

Учитывая, что Закон № 1058 дополнен р.XIV1, нормы которого заработали с 11 октября 2017 года, право выхода на пенсию на льготных условиях, согласно ст.114 указанного Закона, сохранится за работавшими в особо тяжелых и тяжелых условиях (по спискам № 1 и № 2). Причем в п.2 р.XV Закона № 1058 и до внесения изменений существовала норма о том, что финансирование таких пенсий когда-то будет происходить через профессиональные и корпоративные фонды. А с 1 января 2018 года — даты вступления в силу новой редакции указанного пункта (абзац третий п.1 р.II Закона № 2148) — начинает действовать новый механизм финансирования таких пенсий, который будет использоваться до внедрения пенсионного обеспечения через профессиональные и корпоративные фонды.

Также право на льготную пенсию (то есть возможность выйти на пенсию раньше) сохранится за трактористами-машинистами, доярками, работницами текстильного производства, занятыми на сельскохозяйственных работах матерями пяти детей, водителями, шахтерами. Право на пенсию по выслуге лет сохраняется за артистами (при наличии страхового стажа от 25 до 30 лет). А вот другим категориям, которые имеют право на пенсию по выслуге лет согласно действующему законодательству (в том числе педагогам, медикам, социальным работникам, спортсменам) о возможности досрочного выхода на пенсию придется забыть. Исключение составляют те, кто на день вступления в силу Закона № 2148, то есть 11 октября 2017 года, имеет выслугу лет и стаж, необходимые для пенсии по выслуге лет по нормам Закона № 1778 (п.16 р.XV Закона № 1058 дополнен абзацем вторым).

Расчет пенсии по возрасту

Как известно, размер пенсии по возрасту определяется по формуле 2 (ч.1 ст.27 Закона № 1058).

 

Формула 2

 

Размер пенсии, грн.

=

Зарплата (доход) застрахованного лица, определенная в соответствии со ст.40 Закона № 1058, с которой исчисляется пенсия, грн.

:

Коэффициент страхового
стажа застрахованного лица, определенный в соответствии со ст.25 Закона № 1058

 

С учетом изменений, внесенных в ч.2 ст.40 Закона № 1058, зарплата (доход) для исчисления пенсии определяется по формуле 3.

Формула 3

 

Зарплата (доход) застрахованного лица для исчисления пенсии, грн.

=

Средняя зарплата (доход) в Украине, с которой уплачены страховые взносы, за три календарных года, предшествующих году обращения за назначением пенсии, грн.

(

Сумма коэффициентов заработной платы (дохода) за каждый месяц

(Кз1 + Кз2 + Кз3 + ... + Кзn)

:

Страховой стаж за месяцы, которые учтены для определения коэффициента зарплаты (дохода) застрахованного лица)

)

Напомним, что до внесения изменений показатель средней зарплаты брался за год до выхода на пенсию. Однако временно, с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года, зарплата (доход) для назначения пенсии будет определяться из средней зарплаты (дохода) в Украине, с которой уплачены страховые взносы только за 2016 и 2017 годы.

Коэффициент страхового стажа, который применяется для исчисления размера пенсии, определяется по нормам ч.1 ст.25 Закона № 1078 с округлением до пяти знаков после запятой по формуле 4.

 

Формула 4

 

Коэффициент страхового стажа

=

Сумма месяцев страхового стажа

 

Определенная в соответствии с Законом № 1058 величина оценки одного года страхового стажа, %

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

100%

 

12

 

До внесения изменений за период участия в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования величина оценки одного года страхового стажа равнялась 1,35%. Теперь же этот показатель установлен на уровне 1%.

Учитывая, что р.XV Закона № 1058 дополнили п.43, пенсии, назначенные в соответствии с Законом № 1058 до вступления в силу Закона № 2148 (11.10.2017 г.), с 1 октября 2017 года были пересчитаны с применением средней зарплаты (дохода) в Украине, с которой уплачены страховые взносы, исчисленной как средний показатель за 2014, 2015 и 2016 годы с применением величины оценки одного года страхового стажа в размере 1%. При осуществлении такого перерасчета пенсий использовался размер прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, установленный на 01.12.2017 г. — 1373 грн., увеличенный на 79 грн., то есть 1452 грн.

А с 1 октября 2017 года по 31 декабря 2017 года при назначении пенсии применяется средняя зарплата (доход) в Украине, с которой уплачены страховые взносы, исчисленная как средний показатель за 2014, 2015 и 2016 годы с применением величины оценки одного года страхового стажа в размере 1,35%. Это прямо предусмотрено п.44, которым дополнили р.XV Закона № 1058.


(1)Закон Украины от 03.10.2017 г. № 2148-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в части повышения пенсий» (прим. ред.).

(2)См.: Губина И. Пенсионная реформа наступает! // Бухгалтерия. — 2017. — № 42. — С.10—12 (прим. ред.).

(3)Закон Украины от 05.11.91 г. № 1788-XII «О пенсионном обеспечении» (прим. ред.).

(4)Которые занимают должности госслужбы, определенные Законом Украины от 10.12.2015 г. № 889-VIII «О государственной службе», а также работают на должностях и на условиях, предусмотренных законами Украины от 14.10.2014 г. № 1697-VII «О прокуратуре», от 07.07.2010 г. № 2453-VI «О судоустройстве и статусе судей» в редакции Закона от 02.02.2015 г. № 192-VIII (прим. авт.).

(5)Закон Украины от 03.07.91 г. № 1282-XII «Об индексации денежных доходов населения» в редакции Закона от 06.02.2003 г. № 491-IV (прим. ред.).

(6)Порядок проведения индексации денежных доходов населения, утвержденный постановлением КМУ от 17.07.2003 г. № 1078 (прим. ред.).

(7)Закон Украины от 09.07.2003 г. № 1058-IV «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» (прим. ред.).

(8)См.: Алиев Т. ЕСВ-изменения: последствия пенсионной реформы // Бухгалтерия. — 2017. — № 43. — С.6—8 (прим. ред.).

(9)В ч.1 ст.26 Закона № 1058 отдельно выделены женщины 1961 года рождения и старше, у которых своя шкала выхода на пенсию в зависимости от возраста и наличия соответствующего страхового стажа (прим. авт.).

(10)См. также: Листровая С. Доплата ЕСВ из расчета минзарплаты: как выбрать тип начисления? // Бухгалтерия. — 2017. — № 31. — С.8—12 (прим. ред.).

(11)Опубликовано: Бухгалтерия. — 2017. — № 16. — С.29 (прим. ред.).

(12)Положение о реестре застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования, утвержденное постановлением Правления ПФУ от 18.06.2014 г. № 10-1 (прим. ред.).