Вся правда о блокировке НН, или О чем молчит Минфин

Опубликовано в БУХГАЛТЕРИИ № 42 (1289) от 16 ОКТЯБРЯ 2017 года


Налог на добавленную стоимостьНалоговые накладные

Юлия ДРОГОВОЗ, аудитор, вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей


Читайте также в пассаже этого номера статью Ю. Дроговоз  «Сумма превышения и ошибочные НН: доадминистрировались...»  на с. 7–9.

Системные проблемы блокировки НН/РК в официальных отчетах Минфина не только выглядят как незначительные и мелкие, но и, наоборот, подаются как определенные достижения на пути борьбы со «схемным» налоговым кредитом.

Так, по информации, изложенной в Схеме-анализе возможных рисков и последствий внедрения законопроекта Комитета по вопросам налоговой и таможенной политики ВРУ по изменению действующей Системы мониторинга рисков по НДС, обнародованной Минфином, за 2 месяца работы системы мониторинга НН/РК на соответствие критериям оценки степени рисков (далее — СМКОР) объем фиктивного НДС уменьшился почти в 10 раз по сравнению с показателями начала года, процент приостановления регистрации НН уменьшился в 4,5 раза и составляет всего 0,3% от общего количества НН. Налажена работа как внутри ГФС, так и с плательщиками: по состоянию на сентябрь отсутствуют случаи нарушения сроков рассмотрения комиссией ГФС уведомлений от плательщиков, количество новых предприятий, подпадающих под критерии риска, стремительно падает за счет учета от предприятий реального сектора «технологических таблиц», которых ГФС уже учтено более 12 тысяч.

Но уверения в «успехах» системы опровергаются официально полученными от ГФС Украины данными, а именно: ответом ГФС на личный запрос автора относительно получения публичной информации о результатах работы СМКОР по состоянию на 03.10.2017 г., а также информацией, которая регулярно обнародуется на сайте ГФС о состоянии работы СМКОР. Указанные статистические данные свидетельствуют о более пессимистических результатах работы системы и более негативном ее влиянии на реальный сектор экономики.

Именно поэтому удивило и привлекло к себе внимание письмо-обращение Постоянного представителя МВФ в Украине Йосты Люнгмана от 05.10.2017 г. к представителям законодательной и исполнительной власти Украины. В нем МВФ, вмешиваясь во внутреннюю политику Украины, призвал ВРУ и правительство не принимать законопроект № 7115, предлагающий вернуть систему блокировки НН/РК в тестовый режим.

В целях разоблачения попыток манипулирования Минфином официальной информацией был сделан анализ эффективности системы блокировки НН/РК, изложенный в аналитической справке (см. далее). Надеемся, что предоставленная аналитическая информация позволит отыскать правду, которую так скрывает Минфин, а законодатели смогут принять правильное решение, поддержав законопроект № 7115.

Аналитическая справка к Открытому обращению представителей

бизнес-сообщества Украины к Международному валютному фонду относительно письма Постоянного представителя МВФ в Украине к представителям исполнительной и законодательной власти страны от 10.10.2017 г.

За период с 1 июля по 30 сентября 2017 года были заблокированы налоговые накладные более 14,7 тысячам плательщиков НДС, что составляет 7,9% общего количества действующих плательщиков НДС. По количеству налоговых накладных количество заблокированных налоговых накладных за этот период составляет 0,6%, а сумма НДС по таким накладным — 7,6 млрд грн. или 2,1% общей суммы НДС по всем представленным на регистрацию налоговым накладным.

По данным ГФС Украины, по состоянию на 28.09.2017 г. плательщиками в подтверждение реальности операций было представлено документов к 68,5% налоговым накладным от общего количества заблокированных налоговых накладных. Из них ГФС принято положительных решений по более 71% налоговым накладным, что свидетельствует о чрезмерной погрешности системы, несовместимой с дальнейшей работой системы. Анализ динамики положительно принятых комиссией ГФС Украины решений свидетельствует об ухудшении работы системы, которая по состоянию на 25.07.2017 г. имела погрешность на уровне 52,5%, по состоянию на 01.09.2017 г. — 69,1%, по состоянию на 03.10.2017 г. — уже 76,1%.

В подтверждение отрицательного воздействия системы блокировки на деятельность реального сектора экономики и наличия существенных недостатков системы администрирования НДС ВОО «Ассоциация налогоплательщиков Украины» (далее — АНПУ) и ВОО «Украинский союз промышленников и предпринимателей» (далее — УСПП) провели свои исследования по обращениям налогоплательщиков.

АНПУ провела опрос своих членов, в котором участвовали почти 500 предприятий из разных регионов Украины, которые столкнулись с проблемой блокировки регистрации налоговых накладных, среди них:

  • у 50% опрашиваемых предприятий блокировка налоговых накладных случалась более одного раза;
  • 74% налогоплательщиков жаловались на то, что фискальный орган не указывает нарушение конкретного критерия риска, что вынуждает налогоплательщиков в дальнейшем предоставлять копии подтверждающих документов, которые опять же не удовлетворяют Комиссию ГФС Украины;
  • 73% опрашиваемых предприятий жаловались на то, что Комиссия ГФС Украины при рассмотрении их пояснений и предоставленных ими документов не соблюдает срок 5 рабочих дней;
  • у 72% предприятий были случаи сбоя работы Кабинета налогоплательщика, вследствие чего уведомления о блокировке регистрации поступали с существенной задержкой;
  • у 33% предприятий вообще имели место случаи, когда электронная система показывала, что НН зарегистрирована, при этом в квитанции к этой же накладной указывался номер и дата решения об отказе в регистрации;
  • 44% предприятий обратились в суд для возмещения из бюджета ущерба, убытков, понесенных в результате блокировки регистрации налоговых накладных;
  • у 348 предприятий (84%) «парализовано» ведение полноценной хозяйственной деятельности, а в отдельных случаях вообще прекращено — 26 предприятий (6%).

По данным УСПП, в который обратилось 96 налогоплательщиков, из которых 2 являются представителями офиса крупных налогоплательщиков, плательщикам было заблокировано 5,0 тыс. налоговых накладных или 13,4% общего количества принятых налоговых накладных, на сумму НДС 279,5 млн грн., из них:

  • не представлены документы или находятся на рассмотрении комиссии ГФС либо в административном обжаловании — 1,2 тыс. налоговых накладных (24% общего количества заблокированных налоговых накладных) на сумму НДС 19,8 млн грн.;
  • отказано в регистрации — 0,5 тыс. налоговых накладных (10% общего количества заблокированных налоговых накладных) на сумму НДС 16,8 млн грн.;
  • зарегистрировано по решению комиссии ГФС — 2,9 тыс. налоговых накладных (58% общего количества заблокированных налоговых накладных) на сумму НДС 57,7 млн грн.;
  • зарегистрированы или подлежат регистрации по результатам административного обжалования — 0,4 тыс. налоговых накладных (8% общего количества заблокированных налоговых накладных) на сумму НДС 7,5 млн грн.

С 1 апреля 2017 года введен Электронный реестр автоматического возмещения НДС, что стало следствием действия системы электронного администрирования НДС, которая предусматривает депонирование сумм налога на отдельных электронных счетах в результате денежного обеспечения налогового кредита.

По официальным данным ГФС Украины, с начала внедрения Электронного реестра автоматического возмещения НДС с 1 апреля 2017 года задолженность по возмещению этого налога сокращена на 94% или на 14,37 млрд грн.

При этом динамика возврата сумм бюджетного возмещения свидетельствует о следующем. Наибольшая выплата сумм бюджетного возмещения приходится на апрель и июль 2017 года, соответственно, 11,1 млрд грн. и 11,3 млрд грн., заявленных к внедрению системы блокировки в полноценном режиме. В июне, августе и сентябре 2017 г. суммы возмещения составили 9,1 млрд грн., 9,6 млрд грн. и 9,7 млрд грн.

Таким образом, в период внедрения системы блокировки налоговых накладных в полноценном режиме существенного увеличения сумм бюджетного возмещения не произошло. Сумма бюджетного возмещения, возвращенная плательщикам в III квартале 2017 г., по сравнению с суммами выплаченного бюджетного возмещения во II квартале 2017 года увеличилась всего на 1,8%.

При этом с учетом низкого охвата автоматической системой блокировки фиктивных операций и установления неточных и некачественных критериев, наличие безусловного налогового кредита у выгодоприобретателей фиктивного налогового кредита, полученного в обход системы блокировки, приводит к недопоступлению НДС в бюджет и неправомерному получению сумм бюджетного возмещения.

Динамика увеличения общего поступления НДС в бюджет в III квартале 2017 года свидетельствует, что дополнительные поступления обеспечивались преимущественно искусственной блокировкой налогового кредита реальному сектору экономики.

С одной стороны, в III квартале текущего года налоговые поступления НДС увеличились по сравнению со II кварталом этого года на 4,9 млрд грн., с другой — по состоянию на 03.10.2017 г. было заблокировано налогового кредита по НДС на сумму 7,6 млрд грн., из которых 5,2 млрд грн. НДС оставались заблокированными.

Сумма дополнительных поступлений в бюджет — это не подтверждение эффективной борьбы с тенью. Это преимущественно потери реального сектора экономики, которые могут негативно отразиться на дальнейшем развитии экономики Украины и ее возможности исполнять свои обязательства перед кредиторами.

 

Государственная фискальная служба Украины

Письмо от 09.10.2017 г. № 13296/Д/99-99-07-05-02-14

Информация по заблокированным НН

Государственная фискальная служба Украины рассмотрела запрос на получение публичной информации от 03.10.2017 г. б/н по поводу регистрации/отказа в регистрации налоговых накладных/расчетов корректировки и сообщает.

Статьями 6 и 19 Конституции Украины предусмотрено, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляют свои полномочия в установленных этой Конституцией пределах и в соответствии с законами Украины. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица действуют в пределах полномочий и способом, определенными Конституцией и законами Украины.

В соответствии со статьей 19 Закона Украины от 13 января 2011 года № 2939-VI «О доступе к публичной информации» (далее — Закон) запрос на информацию — это  просьба лица к распорядителю информации предоставить публичную информацию, находящуюся в его владении.

Согласно статье 1 Закона публичная информация — это отраженная и задокументированная любыми средствами и на любых носителях информация, полученная или созданная в процессе исполнения субъектами властных полномочий своих обязанностей, предусмотренных действующим законодательством, или находящаяся во владении субъектов властных полномочий, других распорядителей публичной информации, определенных этим Законом.

Следовательно, удовлетворение запроса не требует создания новой информации и не нуждается в проведении аналитической работы.

Кроме того, как указано в постановлении Пленума Высшего административного суда Украины от 29.09.2016 г. № 10, определяющим для публичной информации является то, что она заранее зафиксирована любыми средствами и на любых носителях и находилась во владении субъектов властных полномочий, других распорядителей публичной информации.

Учитывая изложенное, предоставляем имеющуюся информацию в понимании статьи 1 Закона по вопросам, указанным в запросе.

Директор Департамента мониторинга доходов и учетно-отчетных систем Н.Чмерук

 

Приложение

Информация по налоговым накладным/расчетам корректировки, которые представлены на регистрацию в ЕРНН и стали объектом автоматизированного мониторинга Системы мониторинга критериев оценки риска за период с 1 июля 2017 года по 30 сентября 2017 года (по состоянию на 03.10.2017)

Всего налоговых накладных/расчетов корректировки, которые представлены на регистрацию в ЕРНН и стали объектом автоматизированного мониторинга Системы мониторинга критериев оценки риска

Регистрация НН/РK приостановлена

Kомиссией ГФС принято решение об отказе в регистрации НН/РK в ЕРНН

Всего приоста-новлены,из них:

по которых представлены письменные пояснения и копии документов

находятся на рассмотре-нии комиссии ГФС

комиссией ГФС принято решение о регистрации НН/РK в ЕРНН

Всего отказов, в том числе

платель-щиками направлены в ГФС жалобы, по которым приняты решения о регистрации в ЕРНН

Показатель

1

2

3

4

5

6

7

Kоличество налогоплательщиков

185035

14710

6146

2032

6740

6044

1797

Kоличество НН/РK

62866581

372674

125146

10238

105751

33186

8852

Сумма НДС, тыс. грн.

354159871,2

7606464,7

2759490,4

380541,5

2000844,7

1314249,5

369274,2