Финмониторинг: прозрачные операции — путь в Европу

Опубликовано в БУХГАЛТЕРИИ № 41 (1288) от 9 ОКТЯБРЯ 2017 года



Татьяна ДЕРКАЧ, консультант-аналитик


В этом году законодательство в сфере финансового мониторинга претерпело изменения, которые несколько усложнили привычные для многих физических лиц операции, проведение которых невозможно без банковских учреждений. Так, 31.05.2017 г. вступило в силу Постановление № 42(1), которым были внесены важные изменения в Положение № 417(2). А с 16.09.2017 г. начало действовать Постановление № 90(3), практически регламентировавшее деятельность агентов, которые по заказу банков могут заниматься идентификацией и верификацией их потенциальных клиентов (эти изменения направлены на практическую реализацию Закона о потребительском кредитовании(4)). Чего теперь ожидать физическим лицам — в данном обзоре.

Риск — не всегда дело благородное

Как известно, в общем случае финмониторинг состоит из двух этапов:

  • идентификация лиц;
  • дополнительная проверка таких лиц или операций с их участием на наличие рисков.

Для физлиц перечень документов для идентификации определен в п.17 ч.1 ст.1 Закона о легализации(5). Это, как правило, паспорт и идентификационный код, а для физлиц-предпринимателей — еще и данные учетной карточки налогоплательщика, данные из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей и т.п.

Операции на сумму до 15 тыс. грн. не мониторят. Если клиенты осуществляют перевод без открытия счета на сумму в пределах от 15 тыс. грн. до 150 тыс. грн. (или в эквиваленте этой суммы в иностранной валюте, активах, единицах стоимости и т.п.), банк будет проводить только идентификацию и верификацию лица, получающего перевод (п.56 разд.V Положения № 417). Для этого достаточно ксерокопий основных документов — паспорта или учетной карточки налогоплательщика (пп.2 п.55 разд.V Положения № 417). Но это не означает, что если у работника банка появились обоснованные подозрения в том, что такой «мелкий клиент» отмывает криминальные доходы или помогает террористам, у банка связаны руки.

Для этого введен риск-ориентированный подход, на который теперь настраиваются банки и цель которого — установить, не происходит ли легализация криминальных доходов или финансирование терроризма.

Пункт 31 разд.ІІІ Положения № 417 (в редакции Постановления № 42) различает следующие риски:

  • по типу клиента;
  • риск услуги, которую клиент получает от банка;
  • географический риск.

Деньги из тумбочки — отказ в операции

Банк может выявить, что финансовая операция клиента:

  • не соответствует его финансовому положению;
  • не соответствует содержанию его деятельности;
  • не имеет экономической целесообразности.

В этом случае (п.72 разд.V Положения № 417) банк может провести дополнительную усиленную проверку клиента, а именно:

  • уточнить оценку финансового положения клиента на основании дополнительных документов (официальных документов, публичной информации);
  • выяснить источники происхождения денежных средств (активов) клиента.

Перечень такой дополнительной информации банк определяет самостоятельно, а количество документов, необходимых для этой процедуры, которые может истребовать банк, зависит от того, дают ли они достаточное представление о финансовых возможностях клиента. Положение № 417 объясняет, какие источники происхождения денежных средств физического лица или частного предпринимателя будут учитываться банком.

Следовательно, физическим лицам невозможно провести через банк операцию на сумму более 150 тыс. грн., не пояснив, откуда деньги. Ответ «из тумбочки» банк не примет. Но и другие достоверные источники нужно будет подтвердить. Для подтверждения заработной платы нужна справка из бухгалтерии предприятия-работодателя или копия декларации о доходах. Для подтверждения дохода, полученного за реализацию продукции (предоставление услуг), можно предоставить банку первичные документы и банковские выписки об оплате. Продажу имущества будет подтверждать нотариально оформленный договор купли-продажи, получение наследства — договор наследования, дарения и т.п., получение страховой суммы — договор страхования, выигрыш в лотерею сопровождается предоставлением справки оператора лотерей о легальности полученного выигрыша и т.п. Другие выплаты подтверждаются гражданско-правовыми договорами. Учитываются ли банком такие документы, как долговые расписки (например, при займах между физическими лицами), не сказано. Но можно предположить, что, скорее всего, будут учитываться нотариально заверенные расписки, хотя в соответствии с ч.2 ст.1047 ГКУ расписка является документом, подтверждающим заключение договора займа (хотя и не заменяет его). Если денежные средства собраны в благотворительных целях методом краудфандинга, лицо, осуществляющее целевой перевод, должно доказать документально, как именно собраны деньги (обычно это распечатка банка, выпустившего карточку, на которую собирают денежные средства).

Кроме того, банк может дополнительно истребовать у физического лица и другие документы (п.50 разд.V Положения № 417), в частности:

  • копию декларации об имущественном положении и доходах с отметкой контролирующего органа о ее получении (для налоговых резидентов Украины);
  • копию налоговой декларации с отметкой контролирующего органа иностранного государства о получении (для нерезидентов Украины).

Полученная дополнительная информация заносится в электронную анкету клиента (формы которой приведены в приложениях 2—7 к Положению № 417).

По результатам проверки банк вправе отказать в проведении операции.

Потребительское кредитование и «финмониторинговые» агенты

В ст.6 Закона о потребительском кредитовании введено понятие «кредитные посредники» или «кредитные агенты»(6). Эти лица имеют право осуществлять идентификацию и верификацию потребителей от имени и в интересах кредитодателя, таким образом исполняя часть его обязанностей. Постановлением № 90 внесены изменения непосредственно в Положение № 417, где прописаны все нюансы работы кредитных агентов.

До заключения договора (в соответствии с пп.6 п.723 разд.V Положения № 417 — это договор поручения) с кредитным агентом банк должен иметь подтверждение достаточной деловой репутации агента. Такие агенты (физические лица, ФЛП или юрлица) действуют на основании договора с банком и в процессе своего контактирования с потенциальными клиентами банка должны учитывать требования Программы идентификации, верификации и изучения клиентов банка, других внутренних документов банка по вопросам финансового мониторинга, в том числе путем проведения соответствующих проверок (пп.6 п.24 разд.ІІ Положения № 417).

Как и любые другие банковские работники в сфере мониторинга, агенты должны пройти обучение в банке, интересы которого они представляют. Ответственность за ненадлежащее осуществление агентами идентификации и верификации клиентов банка — физических лиц возлагается на банк (п.721 разд. V Положения № 417). Агенты должны обеспечивать защиту персональных данных, полученных ими в процессе идентификации клиентов, а также банковской тайны (пп.2 п.723), о чем они предоставляют письменное обязательство о неразглашении полученной информации (пп.7 п.723). Если агент нарушает это обязательство или другие правила банка по идентификации (верификации) клиентов, с ним может быть расторгнут договор поручения.

При любых обстоятельствах решение об осуществлении операции с клиентом принимает не агент, а непосредственно банк (пп.9 п.723).

Напомним, что отдельным постановлением от 08.06.2017 г. № 50 НБУ утвердил Положение об установлении требований к кредитным посредникам банков и их деятельности в сфере потребительского кредитования, вступившее в силу с 10.06.2017 г. Как известно, Положение № 417 регламентирует деятельность только банков (их обособленных подразделений), платежных организаций и членов/участников платежных систем, которые являются банками, и филиалов иностранных банков (п.1 разд.І). А значит, на небанковские финансовые учреждения его действие не распространяется. Деятельность кредитных посредников в сфере потребительского кредитования на рынке небанковских финансовых учреждений регламентирована распоряжением Нацкомфинуслуг от 27.06.2017 г. № 2864.


(1)Постановление Правления НБУ от 25.05.2017 г. № 42 «Об утверждении Изменений к Положению об осуществлении банками финансового мониторинга» (прим. ред.).

(2)Положение об осуществлении банками финансового мониторинга, утвержденное постановлением Правления Национального банка Украины от 26.06.2015 г. № 417 (прим. ред.).

(3)Постановление Правления НБУ от 12.09.2017 г. № 90 «Об утверждении Изменений к Положению об осуществлении банками финансового мониторинга» (прим. ред.).

(4)Закон Украины от 15.11.2016 г. № 1734-VIII «О потребительском кредитовании» (прим. ред.).

(5)Закон Украины от 14.10.2014 г. № 1702-VII «О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» (прим. ред.).

(6)Подробнее обзор этого Закона см.: Деркач Т. Потребительское кредитование: новый Закон, новые правила // Бухгалтерия. — 2017. — № 40. — С.33—36 (прим. ред.).