Обобщающие налоговые консультации: Минфин планирует обновления

Опубликовано в БУХГАЛТЕРИИ № 38 (1285) от 18 СЕНТЯБРЯ 2017 года


Администрирование налогов

Татьяна ДЕРКАЧ, редактор


В редакцию БУХГАЛТЕРИИ попала переписка между Минфином и ГФС за период 2016—2017 г. по поводу насущной потребности согласовать с нормами действующего законодательства определенное количество обобщающих налоговых консультаций (ОНК).

Последняя ОНК была утверждена приказом ГФС от 17.07.2015 г. № 507. А с 01.09.2015 г. благодаря Закону № 655(1) в ст.52 НКУ были внесены изменения, по которым обязанность издавать такие ОНК была передана Минфину. С тех пор новый создатель ОНК не смог издать ни одного нового документа. Действующее законодательство стремительно менялось, существующие ОНК быстро устаревали, но реакции на несоответствие ОНК современным реалиям пока что нет.

Но все-таки есть повод для оптимизма, ведь теперь мы знаем, что внутренняя дискуссия по этому поводу ведется. Итак, о чем в настоящее время договорились ГФС и Минфин?

Дискуссию открыл сам Минфин (письмо от 10.08.2016 г. № 31-11110-08-10/23345), объявив ГФС и некоторым другим заинтересованным субъектам (среди которых НКЦБФР, Американская торговая палата, ЕБА, ТПП и т.п.), что с 28.07.2016 г. стартовал проект по пересмотру наиболее устаревших ОНК. Для выполнения этой задачи планировалось пересмотреть все существующие ОНК на эффективность и выполнение их предписаний контролирующими органами в ходе проверок.

ГФС в ответ направила в Минфин письмо от 05.09.2016 г. № 2694/4/99-99-15-01-01-13, в котором отчиталась о проведенном анализе ОНК. В результате Минфину были предоставлены два перечня:

  • проблемные вопросы, по которым нужно издать ОНК;
  • ОНК, которые срочно требуют пересмотра или отмены.

Как усматривается из этого анализа, данные вопросы были известны Минфину уже давно. Так чего же можно ожидать плательщикам в ближайшее время?

Проблемные вопросы, которые требуют ОНК

Среди вопросов, касающихся многих налогоплательщиков, ГФС отмечает следующие.

Как учитывать суммы начисленных в бухучете процентов в пользу связанных лиц — нерезидентов (так называемые «нерезидентские проценты») при расчете сумм превышения (п.140.2 ст.140 НКУ)? По этому поводу ГФС подготовлен проект ОНК, который ожидает вердикта Минфина.

Может ли частный предприниматель — физлицо относить на расходы и к налоговому кредиту по НДС суммы, уплаченные при приобретении (сооружении) и содержании основных средств? ГФС считает, что нет, поскольку такое имущество принадлежит на праве собственности именно физическому лицу, а не частному предпринимателю. По мнению налоговиков, ОНК по этому вопросу имеет первоочередное значение.

Как облагается налогом долг физлица, аннулированный кредитором по собственному решению до истечения срока давности, если это не связано с банкротством? Несмотря на многочисленные индивидуальные консультации по этому вопросу, ГФС считает, что издание ОНК позволит плательщикам избежать разногласий в трактовке пп.«д» пп.164.2.17 п.164.2 ст.164 НКУ и п.8 подразд.1 разд.ХХ НКУ. Налоговики предлагают рассматривать эти нормы отдельно друг от друга, а значит, и налоговые последствия таких операций будут разными.

Как правильно классифицировать расходы на ремонт (улучшения) основных средств: как расходы в соответствии с ПБУ-16 или как капитальные инвестиции, увеличивающие балансовую стоимость основных средств в соответствии с ПБУ-7? ГФС предлагает Минфину в ОНК установить четкую классификацию таких расходов.

Можно ли отнести к операционным расходам суммы начисленных (уплаченных) штрафов и пени, доначисленные контролирующими органами по результатам проверок? ГФС считает, что в ОНК необходимо раз и навсегда объяснить, что к операционным расходам можно относить лишь те санкции, которые начислены за нарушение правил осуществления хозяйственной деятельности, неисполнение или ненадлежащее исполнение хозяйственного обязательства. Однако налоговые санкции нельзя относить к расходным статьям, а их погашение происходит за счет прибыли предприятия.

ОНК, требующие отмены или пересмотра

К этому перечню налоговики отнесли следующие ОНК.

ОНК № 591(2). Торговый патент уже давно отменен, а указанная ОНК об этом ни сном ни духом. Таким образом, ГФС настаивает на исключении из этой консультации вопроса № 5 о применении РРО и РК при продаже товаров владельцами торгового патента.

ОНК № 596(3). Утратила актуальность аж с 01.07.2012 г., поэтому требует отмены.

ОНК № 1047(4). В этом документе нет пояснений ГФС о том, что именно ее не устраивает. В нем рассматриваются вопросы применения факсимиле при составлении бухгалтерской и налоговой отчетности. Кстати, проблемы применения факсимиле при подписании налоговых накладных в настоящее время, когда все налоговые накладные переведены в электронный формат, уже даже не существует.

ОНК № 276(5). В этой консультации идет речь о начислении авансовых взносов для физических лиц — предпринимателей, являющихся плательщиками единого налога первой и второй групп, которые не осуществляли хозяйственную деятельность на период мобилизации и не получали доход. В этом случае согласно ОНК контролирующие органы, учитывая ст.101 НКУ, будут иметь основания считать налоговый долг такого плательщика, возникший вследствие непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств), безнадежным налоговым долгом, который будет подлежать списанию, но при определенных условиях. После издания этой ОНК Законом № 1275(6) подраздел 10 раздела XX «Переходные положения» был дополнен п.25, которым этот вопрос был урегулирован. А значит, и необходимость в этой ОНК отпала.

Следует отметить, что этот перечень далеко не полный, но плательщикам стоит учитывать в своей деятельности тот факт, что определенное количество ОНК теперь зависло в воздухе и ожидает изменений. Таким образом, однозначно пользоваться ими было бы не слишком дальновидно.

Однако время шло, а Минфин так и не сдвинулся с места. Поэтому ГФС в письме от 24.02.2017 г. № 598/4/99-99-15-01-01-0113 напомнила Минфину, что с 01.01.2017 г. правила предоставления индивидуальных консультаций вновь существенно изменились. Кроме озвученных ранее вопросов, налоговики добавили еще три, которые, по их мнению, требуют урегулирования путем ОНК:

  • расчет части чистой прибыли, подлежащей уплате в госбюджет в качестве выплаты дивидендов на государственную долю;
  • применение кассового метода предприятиями ЖКХ;
  • включение негосударственных пенсионных фондов (далее — НПФ) в Реестр неприбыльных организаций.

Последняя известная БУХГАЛТЕРИИ официальная реакция Минфина — это письмо от 31.03.2017 г. № 11000-08-10/8654. В нем Минфин дает следующий ответ ГФС:

  • вопрос применения кассового метода требует доработки норм действующего законодательства;
  • проблема статуса НПФ не требует издания ОНК, расхождения между НКУ и законодательством по поводу НПФ должны быть согласованы нормативно.

Как усматривается из письма Минфина от 10.08.2016 г. № 31-11110-08-10/23345, рассмотренного в начале статьи, инициатор этой дискуссии максимально заинтересован в получении полной информации от плательщиков по тем вопросам, которые требуют издания или совершенствования ОНК. Следовательно, наши читатели также могут приобщиться к дискуссии, предоставив свои вопросы и предложения Минфину или ГФС.


(1)Закон Украины от 17.07.2015 г. № 655-VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины в целях уменьшения налогового давления на налогоплательщиков» (прим. ред.).

(2)Обобщающая налоговая консультация по отдельным вопросам организации и проведения проверок налогоплательщиков, утвержденная приказом ГНСУ от 06.07.2012 г. № 591 (прим. ред.).

(3)Обобщающая налоговая консультация по применению упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектами хозяйствования — физическими лицами, осуществляющими производство и продажу ювелирных изделий, утвержденная приказом ГНСУ от 06.07.2012 г. № 596 (прим. ред.).

(4)Обобщающая налоговая консультация по вопросам применения факсимиле при составлении первичных документов, документов бухгалтерской и налоговой отчетности, утвержденная приказом ГНСУ от 22.11.2012 г. № 1047 (прим. ред.).

(5)Обобщающая налоговая консультация по отдельным вопросам налогообложения плательщиков единого налога, утвержденная приказом Миндоходов Украины от 06.05.2014 г. № 276 (прим. ред.).

(6)Закон Украины от 20.05.2014 г. № 1275-VII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в части совершенствования оборонно-мобилизационных вопросов при проведении мобилизации» (прим. ред.).