Иностранные инвесторы и работники: новации от законодателя

Опубликовано в БУХГАЛТЕРИИ № 37 (1284) от 11 СЕНТЯБРЯ 2017 года


Внешнеэкономическая деятельностьКадровое делопроизводствоОтветственность

Тимур АЛИЕВ, редактор


С 27 сентября текущего года вступит в силу Закон Украины от 23.05.2017 р. № 2058-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по устранению барьеров для привлечения иностранных инвестиций». И судя по содержанию данного Закона его цель — не только снять барьеры по регистрации иностранных инвестиций, но также изменить правила трудоустройства иностранцев и лиц без гражданства (далее — иностранец) и трудовой миграции. Но обо всем по порядку…

Вид на жительство

Статья 4 Закона № 3773(1) дополнена ч.12, согласно которой иностранцы, являющиеся учредителями и/или участниками, и/или бенефициарными собственниками (контролерами) юрлица, зарегистрированного в Украине, прибывшие в Украину в целях контроля за деятельностью таких юрлиц и получившие временный вид на жительство, считаются на законных основаниях находящимися на территории Украины на период действия вида на жительство. Основанием для выдачи такого временного вида на жительство является следующее:

1) иностранец является учредителем и/или участником, и/или бенефициарным собственником (контролером) юрлица, данные о котором внесены в Единый госреестр юрлиц, физлиц-предпринимателей и общественных формирований;

2) размер доли собственности иностранца или иностранного юрлица, бенефициаром (контролером) которого он является, в уставном капитале украинского юрлица составляет не менее 100 тыс. евро по официальному валютному курсу, установленному НБУ на дату внесения иностранной инвестиции.

Часть 5 Закона № 3773 дополнена ч.12, в которой перечислены документы, необходимые для выдачи временного вида на жительство в вышеуказанном случае. Данные документы должны быть удостоверены уполномоченным должностным лицом юрлица. В свою очередь, территориальный орган ГМС для принятия решения о выдаче временного вида на жительство самостоятельно получает сведения об основаниях для выдачи вида на жительство, указанных в ч.12 ст.4 Закона № 3773.

Кроме того, ст.5 Закона № 3773 дополнена ч.17, в которой перечислены дополнительные документы для получения временного вида на жительство для категорий лиц, определенных ч.1—16 данной статьи. В случае продления срока действия временного вида на жительство иностранцы дополнительно представляют оригинал временного вида на жительство.

Скоро органам госвласти будет запрещено требовать от иностранцев, членов их семей, работодателей и других лиц любые другие документы или сведения, не определенные данной статьей, для выдачи постоянного и временного видов на жительство. Это станет возможно благодаря тому, что ч.5 Закона № 3773 дополнена ч.19.

Также Закон № 3773 дополнили следующими статьям:

  • 51, которой установлены сроки действия временного вида на жительство для соответствующих категорий иностранцев;
  • 52, в которой прописали процедуру получения долгосрочной визы для получения временного вида на жительство;
  • 53, устанавливающей срок выдачи временного вида на жительство;
  • 54, которой закреплен админсбор за оформление или продление срока действия временного вида на жительство в размере 20 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (340 грн.);
  • 55, определяющей порядок принятия заявления об оформлении или продлении срока действия временного вида на жительство.

В связи с перечисленными новациями, изменения коснулись и ст.32 Закона № 5492(2). Согласно пока что действующей редакции ч.6 указанной статьи оформление и выдача временного вида на жительство осуществляются ГМС в течение 15 рабочих дней с даты принятия ей документов, предусмотренных законодательством. В новой же редакции данной части содержится отсылочная норма, которой определено, что срок действия, срок оформления и продления срока действия временного вида на жительство определяются Законом № 3773. Кроме того, из ст.32 Закона № 5492 исключена ст.7, по нормам которой временный вид на жительство выдается сроком на один год.

Трудоустройство иностранцев

В ч.1 ст.1 Закона о занятости(3) появились новые термины: командированные иностранные работники (п.41), внутрикорпоративные цессионарии (п.51), иностранные высокооплачиваемые профессионалы (п.81), иностранные ИТ-профессионалы (п.82), иностранный наемный работник (п.83), иностранный работник творческой профессии (п.84).

Кроме того, в новой редакции изложили ч.1—3 ст.42 Закона о занятости. Напомним, что указанная статья посвящена применению труда иностранцев.

Так, право на применения труда иностранцев будут иметь не только предприятия, учреждения и организации, а абсолютно все работодатели(4) (включая и физлиц-предпринимателей). А разрешение ГМС, которое предоставляет такое право, не будет иметь единого для всех годового ограничения(5).

Кроме того, исчезнут условия, выдвигаемые ч.2 ст.42 Закона о занятости к выдаче разрешения на применение труда иностранцев. Очевидно, вскоре утратит свою актуальность и Порядок выдачи, продления действия и аннулирования разрешения на применение труда иностранцев и лиц без гражданства, утвержденный постановлением КМУ от 27.05.2013 г. № 437. Ведь новые нормы ст.42 Закона о занятости уже не содержат отсылочных положений на такой порядок.

Новой редакцией ч.2 ст.42 Закона о занятости определено, что работа иностранцев может применяться на различных должностях у одного или нескольких (двух и более) работодателей, при условии получения разрешения на применение труда иностранцев на каждой должности. А работа иностранных высокооплачиваемых профессионалов(6) может применяться без разрешения на должностях по совместительству, если срок действия трудового договора на должности по совместительству не превышает срок действия разрешения по основному месту работы.

Иностранный наемный работник(7) может совмещать работу в должности, определенную разрешением, с работой в должности временно отсутствующего работника, при условии, что совмещение длится не более 60 календарных дней в течение календарного года. Такое ограничение установлено новой редакцией ч.3 ст.42 Закона о занятости.

Также Закона о занятости дополнили статьями:

  • 421, которой определены основания для получения разрешения на применение труда иностранцев по соответствующим категориям(8);
  • 422, в которой приведен перечень документов для получения разрешения на применение труда иностранцев;
  • 423, устанавливающей срок действия разрешения на применение труда иностранцев;
  • 424, которой закреплена плата за выдачу или продление действия разрешения на применение труда иностранцев;
  • 425, определяющей механизм внесения изменений в разрешение на применение труда иностранцев;
  • 426, устанавливающей срок рассмотрения заявлений о выдаче или продлении разрешения на применение труда иностранцев;
  • 427, в которой определен порядок приема заявлений о выдаче или продлении действия разрешения на применение труда иностранцев, о внесении изменений в такое разрешение и порядок принятия решений о выдаче, продлении действия или внесении изменений в такое разрешение;
  • 428, в которой идет речь о приостановлении рассмотрения заявления о выдаче или продлении действия разрешения на применение труда иностранцев, о внесении изменений в такое разрешение;
  • 429, посвященной отказу в выдаче, продлении действия разрешения на применение труда иностранцев;
  • 4210, посвященной отмене разрешения на применение труда иностранцев.

Ответственность

Как известно, ст.204 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 р. № 8073-X предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка трудоустройства, приема на учебу, предоставления жилья, регистрации иностранцев и оформления для них документов. И благодаря изменениям в абзац первый указанной статьи такая ответственность также будет распространяться на физлиц-предпринимателей, которые используют наемный труд.


(1)Закон Украины от 22.09.2011 г. № 3773-VI «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» (прим. ред.).

(2)Закон Украины от 20.11.2012 г. № 5492-VI «О Едином государственном демографическом реестре и документах, подтверждающих гражданство Украины, удостоверяющих личность или ее специальный статус» (прим. ред.).

(3)Закон Украины от 05.07.2012 г. № 5067-VI «О занятости населения» (прим. ред.).

(4)Юрлицо (предприятие, учреждение, организация) или физлицо-предприниматель, которое в рамках трудовых отношений использует труд физлиц — абзац второй ч.1 ст.1 Закона Украины от 22.06.2012 г. № 5026-VI «Об организациях работодателей, их объединениях, правах и гарантиях их деятельности» (прим. авт.).

(5)Если иное не предусмотрено международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено ВРУ (прим. авт.).

(6)Иностранцы, зарплата которых составляет не менее 50 минимальных заработных плат (в 2017 году — 160 тыс. грн.) (прим. авт.).

(7)Иностранец, который работает по трудовому договору у украинского работодателя согласно законодательству Украины (прим. авт.).

(8)См. сноску 5 (прим. ред.).