Электронный кабинет налогоплательщика: заходи — не бойся, уходи — не плачь

Опубликовано в БУХГАЛТЕРИИ № 37 (1284) от 11 СЕНТЯБРЯ 2017 года


Администрирование налоговОтчетность

Татьяна ДЕРКАЧ, редактор


С 01.01.2017 г. в НКУ появилось понятие «электронный кабинет» (статья 14 дополнена новым пп.14.1.562). Однако долгое время оно не было рабочим, поскольку для полноценного запуска электронного кабинета необходимо усилие со сторо-ны Минфина в виде нормативного документа о порядке его функционирования. И вот этот порядок, наконец, утвержден приказом Минфина от 14.07.2017 г. № 637 (далее — Порядок № 637). Приказ вступил в силу со дня его официального опубликования, то есть с 01.09.2017 г.

В НКУ к моменту внедрения электронного кабинета привязан еще целый ряд норм, однако они вступят в силу не после появления Порядка № 637, а на следующий месяц после месяца начала работы программного обеспечения такого кабинета, но не позднее 01.01.2018 г.

Порядок № 637 еще не успел вступить в силу, как уже вызвал шквал вопросов пользователей. Итак, что нам предлагают минфиновцы?

Когда это начнет работать?

Электронный кабинет в версии п.14.1.562 ст.14 НКУ — это прямой наследник «единого окна представления электронной отчетности», регламентированного п.49.17 ст.49 НКУ. Кроме того, общие нормы об электронном кабинете содержатся в ст.421 НКУ (которая после начала работы нового электронного кабинета будет дополнена несколькими пунктами). Собственно, единое окно (или ЭКП), к которому уже привыкли налогоплательщики, — это тот же электронный кабинет, только в тестовом режиме. Поэтому в п.2 приказа Минфина, которым утвержден Порядок № 637, сказано, что информационно-телекоммуникационная система «Электронный кабинет» будет создана на базе существующего на данный момент электронного сервиса «Электронный кабинет плательщика» не позднее 1 января 2018 г. Как известно, возможности нынешнего ЭКП весьма ограничены, что часто раздражает пользователей. Отсюда все возможные проблемы функционирования. Но как только заработает новый кабинет, в следующем месяце утратит силу п.49.17 ст.49 НКУ. С принятием Порядка № 637 это событие стало ближе.

У заинтересованных лиц может возникнуть вопрос, обязательно ли использование нового электронного кабинета после 01.01.2017 г. Ответ содержится в пп.17.1.13 ст.17 НКУ, который вступит в силу тогда, когда начнет полноценно работать электронный кабинет (с первого числа месяца, следующего за месяцем внедрения, но не позднее 01.01.2018 г.): выбор способа взаимодействия с налоговиками — за налогоплательщиком. Что делать, если налогоплательщик вначале решил «попробовать» электронный кабинет, а затем перешел на другие сервисы? Пункт 20 Порядка № 637 гласит: налогоплательщик может в любой момент отказаться от электронной формы взаимодействия с контролирующим органом через «электронный кабинет». Для этого необходимо заполнить и отправить в налоговую отказ по форме, установленной в приложении 3 к Порядку № 637. Означает ли заполнение этой формы, что налогоплательщик вообще лишается права представлять отчетность в электронном виде? Нет, конечно же. Никто с ним договор о признании электронных документов расторгать не будет.

В то же время не стоит забывать про пп.16.1.14 ст.16 НКУ (который вступит в силу в том же порядке, что и пп.17.1.13 ст.17). Он прямо вменяет в обязанность налогоплательщика использовать этот сервис для переписки с налоговиками в электронной форме при представлении электронной отчетности и в случае прохождения электронной онлайн-идентификации в электронном кабинете. От этой обязанности избавлены налогоплательщики, официально отказавшиеся от использования электронного кабинета (оформив отказ по форме из приложения 3 к Порядку № 637) и не определившиеся со способом взаимодействия с ГФС. Означает ли это, что регистрация (онлайн-идентификация) в электронном кабинете автоматически вынуждает сдавать отчетность только через этот сервис? Формально из пп.16.1.14 ст.14 НКУ это не следует. Однако более детальный анализ принципов работы новой версии электронного кабинета позволяет сделать вывод, что нельзя вести переписку с налоговым органом при представлении отчетности, не сдавая эту самую отчетность непосредственно через сам электронный кабинет.

Что предлагает новый кабинет?

Кабинет будет располагаться на собственном портале, на который можно будет попасть по ссылке с сайта ГФС (п.5 Порядка № 637). Этот сервис предназначен для:

  • представления отчетности;
  • переписки с контролирующим органом в электронной форме;
  • получения ряда услуг (например, справок об отсутствии налогового долга).

Как проанонсировано в п.7 Порядка № 637, электронный кабинет будет работать круглосуточно, за исключением технических перерывов. При этом Порядок отсылает к п.421.6 ст.421 НКУ, который определяет длительность и периодичность техобслуживания кабинета: в день, приходящийся на предельный срок сдачи отчетности, и в дневное время с 8 до 20 часов других календарных дней техобслуживание электронного кабинета запрещено.

Как и привычный ЭКП, новый кабинет будет состоять из открытой и закрытой частей (п.12 Порядка № 637). Открытая часть доступна всем пользователям, закрытая (приватная) — только тем налогоплательщикам, которые прошли онлайн-идентификацию с помощью ЭЦП и зарегистрировались в электронном кабинете.

Данные зарегистрированного пользователя в электронном кабинете будут всячески защищены. Однако при этом следует помнить, что налоговики будут иметь доступ ко всем «телодвижениям» налогоплательщика в кабинете (пп.18—19 Порядка предоставляют право просмотра контролерами журнала всех действий налогоплательщика) и в соответствии с п.21.1.9 ст.21 НКУ (вступит в силу по аналогии с пп.17.1.13 ст.17) использовать всю эту информацию «для выполнения возложенных на них функций по администрированию налогов».

Один из вопросов, возникающих в связи с пользованием электронным кабинетом, касается электронной идентификации пользователя. С одной стороны, п.421.5 ст.421 НКУ (вступит в силу по аналогии с пп.17.1.13 ст.17) утверждает, что единственной причиной для отказа в регистрации является недействительная (просроченная) ЭЦП пользователя. С другой стороны, нет никакого указания, чьей именно ЭЦП налогоплательщик должен идентифицироваться для регистрации в электронном кабинете. Ведь, как известно, на предприятии может быть несколько должностных лиц, имеющих право электронной цифровой подписи для тех или иных юридических действий. Иными словами, если регистрация произведена бухгалтером, а право подписи налоговых накладных имеет третье лицо, то ни НКУ, ни Порядок № 637 не объясняют, как будет происходить регистрация НН в ЕРНН. И можно ли иметь несколько ЭЦП для идентификации одного налогоплательщика в одном электронном кабинете. В п.16 Порядка лишь сказано, что электронная идентификация происходит с использованием ЭЦП ответственных лиц налогоплательщика (директора, бухгалтера, лиц, имеющих право подписи).

Электронный кабинет позволяет переписываться с налоговиками (п.42.4 ст.42 НКУ), но подробности этой переписки в Порядке № 637 не отражены.

Ошибки — чужие, потери — свои?

Наконец, самый главный вопрос, возникающий у пользователей: если заглючит электронный кабинет, кого звать на помощь, и будет ли ответственность за возможный срыв отправки необходимых документов на сервер ГФС?

Для решения этой проблемы в НКУ (пп.421.7—421.11 ст.42) и Порядке № 637 (пп.9—11) выписана целая церемония. Налогоплательщик, выявивший ошибку (техническую или методологическую), должен пожаловаться на нее разработчикам ПО. Если ошибка методологическая (например, при обновлении отчетности программа не принимает новую форму, информируя об ошибке), необходимо уведомить методолога электронного кабинета. Если ошибка техническая — необходимо побеспокоить и методолога, и технического администратора (форма уведомления приведена в приложении 1 к Порядку № 637).

Сроки для проверки методологической ошибки — 72 часа с момента поступления уведомления об ошибке, из которых исключаются выходные и праздничные дни. В этот же срок методолог должен дать ответ пользователю. Если сбой происходит впритык к предельному сроку представления отчетности и ошибка не устраняется, то методолог должен официально признать наличие ошибки, уведомить об этом налогоплательщика, и теоретически это должно избавить налогоплательщика от санкций за нарушение законодательства (п.421.10 ст.421 НКУ). Сроки устранения ошибки — на усмотрение методолога в зависимости от критичности ошибки и технической возможности ее устранения. По похожей схеме выявляется и техническая ошибка. Отсутствие ответа от методолога (технического администратора) — официальный повод пойти в суд (п.421.11 ст.421 НКУ).

Собственно, это самое слабое звено в электронном кабинете. Ведь пока суд да дело — на налогоплательщика наложат все полагающиеся санкции за исключением пени (разве что их взыскание будет приостановлено на период судебного разбирательства).

Итак, на данный момент можно сделать вывод, что как новые нормы НКУ об электронном кабинете, так и Порядок № 637 пока достаточно сырые, с практической точки зрения, поэтому с большой долей вероятности использование нового электронного кабинета не выглядит беспроблемным.