ШАГ ВПЕРЕД, ДВА ШАГА НАЗАД? (обзор изменений в строительном законодательстве)

Опубликовано в БУХГАЛТЕРИИ № 33 (1280) от 14 АВГУСТА 2017 года



Виктор КОБЫЛЯНСКИЙ, адвокат


Реформы в Украине в первую очередь связывают с изменениями в законодательстве. И такие изменения действительно происходят, но происходят разнонаправленно. Некоторые из них, связанные с дерегуляцией и транспарентностью, вполне можно назвать проевропейскими. От других складывается впечатление, что их авторы преследовали цель прежде всего обеспечить определенным категориям чиновников стабильный кусок хлеба с маслом и икрой. В определенной степени это авторское наблюдение касается и градостроительного законодательства.

Реформы: продолжение начатого

Прежде чем перейти, собственно, к изменениям, напомним о последней масштабной градостроительной реформе. Она, бесспорно, связана с заменой Закона Украины «О планировании и застройке территорий» на другой профильный закон — «О регулировании градостроительной деятельности» (далее — Закон № 3038). Принятие последнего было несколько неожиданным (на фоне уже рассмотренного в первом чтении законопроекта Градостроительного кодекса Украины) и явно свидетельствовало о победе реформаторов. Ведь в новом законе законодатель отказался от некоторых видов градостроительной документации (в которых не было реальной потребности), местных правил застройки, ввел дифференцированный (для большинства упрощенный) алгоритм оформления разрешительной документации на строительство в зависимости от архитектурной сложности объекта, ограничил случаи применения процедуры общественных слушаний и т.п. Посмотрим, сохранился ли этот реформаторский порыв в течение последнего года.

Закон Украины от 14.07.2016 г. № 1472-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по урегулированию отдельных вопросов правового режима территории, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы» часть 1 статьи 3 Закона № 3038 дополнил новым абзацем: «особенности регулирования градостроительной деятельности на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы, в пределах зоны отчуждения и зоны безусловного (обязательного) отселения территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы, определяются Законом Украины »О правовом режиме территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы». Эти особенности определены статьей 121 названного закона и фактически сводятся к установлению полномочий Структурного подразделения центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере управления зоной отчуждения и зоной безусловного (обязательного) отселения, в вопросах архитектуры.

Законом Украины от 22.09.2016 г. № 1540-VIII «О Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг» часть 6 статьи 30 дополнена несколькими словами: «состав, содержание, порядок предоставления технических условий и порядок определения стоимости услуг по их предоставлению определяются соответствующими центральными органами исполнительной власти или государственными коллегиальными органами». К последним в первую очередь относится сама НКРЭ, которая таким образом получила дополнительные полномочия и определенное воздействие на градостроительную деятельность.

Важнейшие изменения произошли благодаря Закону Украины от 17.01.2017 г. № 1817-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в части совершенствования градостроительной деятельности»(1) (далее — Закон № 1817). Данным законом:

  • усилена административная ответственность (увеличен размер штрафов(2)) за нарушение требований законодательства, строительных норм, стандартов и правил в ходе строительства (ст.96, 961, 18842, 2446 КоАП) и правонарушения в сфере градостроительной деятельности (ст.2 Закона Украины «Об ответственности за правонарушения в сфере градостроительной деятельности»);
  • категории сложности объектов градостроения заменены классом последствий (ответственности) (изменения в ст.2, 8, 9, 12, 14 Закона Украины «Об основах градостроения», ст.50 Закона Украины «О землеустройстве», ст.7, 31, 32, 34, 36, 37, 39, 392 Закона № 3038, ст.2 Закона Украины «Об ответственности за правонарушения в сфере градостроительной деятельности», ст.7 Закона Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности»);
  • отменен отдельный вид документа, который дает право на выполнение строительных работ, — декларации о начале выполнения строительных работ (изменения в ст.19 Закона Украины «Об архитектурной деятельности», ст.14, 16 Закона Украины «О финансово-кредитных механизмах и управлении имуществом при строительстве жилья и операциях с недвижимостью»);
  • отменена норма, согласно которой по требованию доверителя управляющий ФФС обязан был ознакомить доверителя или по требованию доверителя предоставить ему копию полученного от застройщика положительного заключения комплексной государственной экспертизы проектной документации (ст.14, 16 Закона Украины «О финансово-кредитных механизмах и управлении имуществом при строительстве жилья и операциях с недвижимостью»);
  • полномочия по надзору и регулированию деятельности застройщиков переданы от центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля (читай — Минрегиона Украины), к местным государственным администрациям и исполнительным органам сельских, поселковых, городских советов (ст.24 Закона Украины «О финансово-кредитных механизмах и управлении имуществом при строительстве жилья и операциях с недвижимостью»);
  • откорректирована норма части третьей статьи 28 Закона Украины «О благоустройстве населенных пунктов» относительно удаления зеленых насаждений и уменьшения их восстановительной стоимости на сумму, предусмотренную проектной документацией на озеленение территории;
  • уточнен порядок выдачи градостроительных условий и ограничений (далее — ГУО): они должны выдаваться на основании градостроительной документации (то есть отсутствие генплана или ППТ — основание для отказа в выдаче ГУО), установлен перечень документов, представляемых вместе с заявлением о выдаче ГУО, определены основания для отказа в выдаче ГУО, их содержание, основания для отмены ГУО (ст.29 Закона № 3038);
  • уточнен вопрос проведения экспертизы проектной документации. В частности, критерии, которым должна соответствовать экспертная организация, могут определяться саморегулируемой организацией в сфере архитектурной деятельности;
  • откорректирован порядок проведения подготовительных работ (ст.35 Закона № 3038);
  • изменены нормы, регулирующие получение разрешения на выполнение строительных работ (ст.36, 37, 391 Закона № 3038);
  • переписаны нормы о градостроительном контроле и надзоре. В частности, законодатель разнес их по разным статьям Закона № 3038 (41 и 411 соответственно), определил виды проверок, основания и порядок их проведения, полномочия соответствующих органов.

В Заключительных и переходных положениях Закона № 1817 парламент, в частности, позаботился о судьбе ранее зарегистрированных деклараций на выполнение строительных работ (сохраняют действие) и установил соответствие старых категорий сложности новым классам последствий (І, ІІ — СС1, ІІІ, IV — СС2, V — СС).

Одна из широко известных отраслевых проблем — это запрет отвода и изменения целевого назначения земельных участков при отсутствии подробного плана территории или плана зонирования (ст.24 Закона № 3038). В Верховной Раде Украины ожидают рассмотрения несколько законопроектов, которые предлагают, как минимум, отсрочку действия упомянутого запрета. Пока же законодатель нашел способ обходить им же установленное ограничение для отдельных объектов строительства. Так, Законом Украины «О внесении изменения в раздел V «Заключительные положения» Закона Украины от 21.02.2017 г. № 1854-VIII «О регулировании градостроительной деятельности» относительно мер по обеспечению чествования подвига участников Революции Достоинства и увековечения памяти Героев Небесной Сотни» парламент определил, что данные ограничения не распространяются на земельный участок на Аллее Героев Небесной Сотни (ул. Институтская, 3) в Печерском районе города Киева.

В Законе Украины от 23.03.2017 г. № 1983-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в части повышения уровня корпоративного управления в акционерных обществах» вспомнили еще одну проблему — изменение наименования заказчика и/или генподрядчика строительных работ в связи с изменением типа акционерного общества или его преобразованием в другое хозяйственное общество. Приведение в декларации о готовности объекта к эксплуатации нового (измененного) наименования упомянутых лиц с указанием того, что изменение наименования произошло в связи с изменением типа акционерного общества или в связи с преобразованием акционерного общества в другое хозяйственное общество, будет гарантировать, что орган госархстройконтроля не вернет такую декларацию по причине разного наименования указанных лиц в декларации о начале выполнения строительных работ и в декларации о готовности объекта к эксплуатации.

Законом Украины от 13.04.2017 г. № 2020-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в части улучшения условий ведения строительной деятельности»:

  • предусмотрено, что вместо получения в центральном органе исполнительной власти, обеспечивающем формирование и реализующем государственную политику в сфере гражданской защиты, соответствующих исходных данных на проектирование, меры гражданской защиты объектов строительства должны определяться в проектной документации в соответствии со строительными нормами;
  • изменены требования к профессиональной аттестации исполнителей работ (услуг), связанных с созданием объектов архитектуры (ст.17 Закона Украины «Об архитектурной деятельности»). Граждане, которые не получили высшего образования по образовательно-квалификационному уровню «специалист», «магистр» по направлению профессиональной аттестации, но имеют стаж работы в сфере градостроения не менее десяти лет, теперь не смогут претендовать на профаттестацию;
  • уточнены определения технических условий (ст.30 Закона № 3038);
  • установлено требование о представлении органами госархстроконтроля государственной статистической отчетности по приему в эксплуатацию законченных строительством объектов (ст.39 Закона № 3038).

Законом Украины от 23.05.2017 г. № 2059-VIII «Об оценке воздействия на окружающую среду» установлены требования(3) относительно:

  • включения в проектную документацию результатов оценки воздействия на окружающую среду (ст.31 Закона № 3038);
  • необходимости представления таких результатов для получения разрешения на выполнение строительных работ (ст.37 Закона № 3038).

Законом Украины от 22.06.2017 г. № 2118-VIII «Об энергетической эффективности зданий» предусмотрено(4) проведение сертификации энергетической эффективности при обследовании объекта (ст.392 Закона № 3038).

Постановления КМУ и приказы: неотложные корректировки

Конечно, изменения в законы повлекли и необходимость корректировки подзаконных актов. В первую очередь необходимо обратить внимание на следующие правительственные постановления:

  • постановлением КМУ от 12.04.2017 г. № 257 утвержден Порядок проведения обследования принятых в эксплуатацию объектов строительства;
  • постановлением КМУ от 24.05.2017 г. № 354, в частности, внесены изменения в Положение о градостроительном кадастре, утвержденное постановлением КМУ от 25.05.2011 г. № 559;
  • постановлением КМУ от 07.06.2017 г. № 403 внесены изменения в Порядок утверждения проектов строительства и проведения их экспертизы, утвержденный постановлением КМУ от 11.05.2011 г. № 560;
  • постановлением КМУ от 07.06.2017 г. № 404 внесены изменения в Порядок выполнения подготовительных и строительных работ, утвержденный постановлением КМУ от 13.04.2011 г. № 466;
  • постановлением КМУ от 07.06.2017 г. № 406 утвержден Перечень строительных работ, которые не требуют документов, дающих право на их выполнение, и по окончании которых объект не подлежит приемке в эксплуатацию.

Уровнем ниже находятся несколько приказов Минрегиона Украины, которые непосредственно касаются градостроительной деятельности:

  • приказом от 21.12.2016 г. № 331 (с изменениями, внесенными приказом от 17.05.2017 г. № 115) утверждена унифицированная форма акта, составляемого по результатам проведения плановой (внеплановой) проверки соблюдения субъектом хозяйствования лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по строительству объектов;
  • приказом от 28.02.2017 г. № 675/5/37 (совместно с Минюстом Украины) утвержден Порядок информационного взаимодействия между Государственным реестром вещных прав на недвижимое имущество и Единым реестром документов;
  • приказом от 31.05.2017 г. № 135 утвержден Порядок ведения реестра градостроительных условий и ограничений.

В заключение отметим, что большинство изменений в градостроительное законодательство, произошедших в течение года, вполне разумны и даже уместны. Однако значительная часть застройщиков восприняла их не слишком благосклонно. Кроме неоправданных надежд на определенную нормативную стабильность, строительный бизнес утратил одно из любимых достижений последних лет — относительно простую систему получения права на выполнение строительных работ на основании зарегистрированной декларации. И эта утрата, учитывая некоторые законопроекты, может быть не последней. Но это уже тема для другой статьи…

 

(1)Вступил в силу 10.06.2017 г. (прим. авт.).

(2)См. также статью М. Бейгельзимера на с.17 данного спецвыпуска (прим. ред.).

(3)Вводятся в действие с 18.12.2017 г. (прим. авт.).

(4)Вводятся в действие с 23.07.2018 г. (прим. авт.).