Гоструда ↔  ПФУ ↔ ГФС: определен порядок обмена информацией

Опубликовано в БУХГАЛТЕРИИ № 33 (1280) от 14 АВГУСТА 2017 года


Единый социальный взносПроверкиОтчетность

Тимур АЛИЕВ, редактор


Как известно, с текущего года ст.17 Закона о ЕСВ пополнилась нормами о том, что информация из Госреестра общеобязательного государственного соцстрахования (далее — Госреестр) будет применяться также и для выявления фактов использования труда неоформленных работников и нарушений законодательства о труде. А обмен информацией между соответствующими органами о сведениях, содержащих признаки таких фактов, должен осуществляться в порядке, утвержденном Пенсионным фондом. И вот наконец-то ПФУ приказом от 29.05.2017 г. № 11-1 утвердил Порядок обмена информацией о сведениях, содержащих признаки использования труда неоформленных работников и нарушений законодательства о труде (далее — Порядок № 11).

Комментируемый Порядок выделяет субъектов информационного обмена как на центральном, так и на территориальном уровнях. Причем в обоих случаях это будут ПФУ и ГФС, а вот Гоструда — только на центральном уровне.

На центральном уровне информация, предоставляемая Пенсионным фондом Гоструда, включает данные о:

  • застрахованных лицах (ЗЛ), работающих по совместительству у пяти и более страхователей;
  • ЗЛ, выполняющих работы (предоставляющих услуги) по гражданско-правовым договорам (ГПД) у одного страхователя больше года;
  • страхователях, у которых количество ЗЛ, выполняющих работы (предоставляющих услуги) по ГПД, больше численности штатных работников в отчетном месяце и/или их количество значительно увеличено по сравнению с предыдущим отчетным месяцем;
  • страхователях, которые в отчетном месяце увеличили на 20 и более процентов количество ЗЛ с признаком «неполное рабочее время»;
  • страхователях, которые начисляют зарплату ниже законодательно установленного размера минималки (в 2017 году — 3200 грн.) по основному месту работы(1);
  • страхователях, у которых в отчетном месяце отражено начало трудовых отношений с работником, но которые не представили уведомление о приеме на работу;
  • страхователях, предоставивших в отчетном месяце сведения о ЗЛ, которые находились в отпуске без сохранения зарплаты продолжительностью свыше установленной законодательством и которым начисление зарплаты не осуществлялось;
  • страхователях, у которых в течение года показатели количества ЗЛ и общей суммы начисленной зарплаты не изменялись;
  • страхователях, у которых в отчетном месяце произошло уменьшение штатной численности работников на 10 и более процентов по сравнению с предыдущим отчетным месяцем.

Информация, предоставляемая Пенсионным фондом ГФС, включает данные о страхователях, которые:

  • начисляют зарплату ниже законодательно установленного размера минималки по основному месту работы(2);
  • в отчетном месяце нарушили требования ч.5 ст.8 Закона о ЕСВ;
  • представили уведомление о приеме сотрудника на работу, но не отразили данные о начисленной ему зарплате за соответствующий месяц и дату окончания(3) трудовых отношений.

Информация, предоставляемая Пенсионному фонду по результатам обработки Гоструда сведений Госреестра, включает сведения:

  • о выявленных фактах нарушений законодательства об оплате труда по результатам проверок страхователей в разрезе ЗЛ;
  • об установлении фактов допуска работника к работе без оформления трудового договора (контракта) в разрезе ЗЛ;
  • о принятых мерах реагирования за нарушение законодательства о труде.

На территориальном уровне соответствующие органы ГФС предоставляют органам ПФУ информацию в разрезе страхователей о:

  • выявленных в ходе проверок фактах допуска работника к работе без оформления трудового договора (контракта);
  • согласованных суммах доначисленного ЕСВ, в том числе по страхователям, которые нарушили требования ч.5 ст.8 Закона о ЕСВ, по результатам проверок.

Что конкретно должна содержать такая «территориальная» информация, перечислено в р.III Порядка № 11. Причем, как отмечено в п.2 указанного раздела, «информация предоставляется ежемесячно до 30 числа месяца, следующего за отчетным». Вот только какой именно отчетный месяц имеется в виду, непонятно.


(1)Кроме тех, которые в отчетности заполнили признак «неполное рабочее время», и тех, которые начали и закончили трудовые отношения в отчетном месяце (прим. авт.).

(2)См. сноску 1 (прим. ред.).

(3)Непонятно, почему здесь речь идет именно о дате окончания трудовых отношений, а не о дате их начала (прим. авт.).