Принцип молчаливого согласия при регистрации налоговых накладных

Опубликовано в БУХГАЛТЕРИИ № 26 (1273) от 26 ИЮНЯ 2017 года


Налог на добавленную стоимостьНалоговые накладные
​​​​​​​Юлия Дроговоз, аудитор, вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей


В начале работы Минфина над механизмом приостановления регистрации НН/РК в Едином реестре налоговых накладных (далее — ЕРНН) было предусмотрено, что в такой механизм будет заложен принцип молчаливого согласия. Этот принцип должен дать дополнительные основания для регистрации НН/РК в ЕРНН в случае нарушения налоговиками сроков, установленных НКУ для рассмотрения представленных плательщиком НДС объяснений и документов, а также принятия соответствующего решения о регистрации НН/РК в ЕРНН либо об отказе в такой регистрации. С приближением законотворческого процесса к рассмотрению в сессионном зале соответствующие нормы, направленные на защиту прав плательщиков НДС, исчезли из законопроекта, вследствие чего с 1 июля 2017 года плательщики могут столкнуться с ситуацией затягивания механизма приостановления регистрации НН/РК в связи с отсутствием соответствующих решений.

В соответствии с пп.201.16.3 ст.201 НКУ решение о регистрации или об отказе в регистрации НН/РК в ЕРНН принимается Комиссией ГФС и направляется плательщику налога в течение пяти рабочих дней, следующих за днем получения объяснений и документов, представленных в соответствии с пп.201.16.2 этой статьи(1). При этом согласно пп.201.16.4 ст.201 НКУ НН/РК, регистрация которой в ЕРНН была приостановлена, регистрируется в день наступления одного из следующих событий:

  • а) принято решение о регистрации НН/РК в ЕРНН;
  • б) вступило в законную силу решение суда о регистрации соответствующей НН/РК в ЕРНН.

Аналогичные основания предусмотрены и Порядком ведения ЕРНН(2).

При отсутствии какого-либо решения Комиссии ГФС в течение определенного срока будут отсутствовать и основания для регистрации НН/РК в ЕРНН. Кроме того, у плательщика налога не будет возможности обратиться в ГФС с административной жалобой в порядке, предусмотренном п.56.23 ст.56 НКУ.

Учитывая тот факт, что решения ГФС должны приниматься по каждой НН/РК, регистрация которой приостановлена в ЕРНН в автоматическом режиме, существуют довольно большие риски того, что соответствующие решения Комиссией ГФС не будут приниматься вовремя. А это может привести к затягиванию времени от начала процедуры приостановления регистрации НН/РК в ЕРНН до момента прекращения такой процедуры в связи с регистрацией НН/РК в ЕРНН.

Кроме того, открытым остается вопрос по поводу начала отсчета срока для принятия Комиссией ГФС решения о регистрации НН/РК либо об отказе в такой регистрации. Поскольку началом отсчета пяти рабочих дней является следующее день за днем получения объяснений и документов, представленных в соответствии с пп.201.16.2 ст.201 НКУ, имеет место некая неопределенность с окончательной датой их получения.

Так, документы, направленные плательщиком в течение одного дня, могут поступать в ГФС на следующий рабочий день или даже позднее, как это сегодня происходит на практике. Доказать дату получения ГФС большого пакета объяснений и документов плательщика налога в случае возникновения споров между контролирующим органом и таким плательщиком будет сложно, учитывая отсутствие сопроводительного письма или иного письма/заявления, которое бы подводило черту под пакетом представленных плательщиком документов и содержало четкую дату и время их получения ГФС.

Эти вопросы требуют регулирования путем внесения соответствующих изменений в НКУ. Кроме того, некоторые корректировки необходимо внести и в Порядок ведения ЕРНН.

В настоящее время продолжаются соответствующие консультации с Комитетом ВРУ по вопросам налоговой и таможенной политики, от которых зависит, будет ли применяться принцип молчаливого согласия в роботе Комиссии ГФС.


(1)См. также: Клунько А. Разблокировка налоговых накладных: как планируют организовать работу Комиссии? // Бухгалтерия. — 2017. — № 24. — С.10—12 (прим. ред.).

(2)Порядок ведения Единого реестра налоговых накладных, утвержденный постановлением КМУ от 29.12.2010 г. № 1246 (в редакции постановления КМУ от 26.04.2017 г. № 341) (прим. ред.).