Удостоверение инспектора труда: Минсоцполитики определилось с формой

Опубликовано в БУХГАЛТЕРИИ № 25 (1272) от 19 ИЮНЯ 2017 года


Заработная платаКадровое делопроизводствоПроверки

Тимур АЛИЕВ, редактор


Как известно, с 16 мая вступил в силу Порядок № 295(1). Несмотря на то, что он противоречит нормам Закона Украины от 05.04.2007 г. № 877-V «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности»(2), Минсоцполитики начало утверждать документы, чтобы этот «устрашающий» Порядок госконтроля смог наконец-то заработать в полную силу. И первой ласточкой такого нормо­творчества профильного министерства является приказ от 24.05.2017 г. № 866(3), которым утверждены форма и описание служебного удостоверения инспектора труда. Причем, учитывая требования п.4 Порядка № 295, такая форма должна быть еще обнародована на официальном сайте Гоструда(4).

Напомним, что по нормам п.3 Порядка № 295 таким удостоверением, выдаваемым Гоструда, подтверждаются контрольные полномочия(5) инспектора труда. А таковым может являться долж­ностное лицо:

  • Гоструда и ее территориальных органов;
  • исполнительных органов горсоветов городов областного значения и сельских, поселковых, городских советов объединенных территориальных общин.

Отметим, что Гоструда должна вести реестр удостоверений инспекторов труда. А удостоверение, в отношении которого отсутствует информация в таком реестре, считается недействительным.

Как указано в п.9 Порядка № 295, при проведении инспекционного посещения свое служебное удостоверение инспектор труда должен предъявить объекту посещения(6) или уполномоченному им должностному лицу. А в п.11 перечислены практически неограниченные права инспектора труда при наличии лишь одного такого удостоверения. В частности, инспектор имеет право:

  • при проведении инспекционных посещений по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений при наличии оснований, определенных п.5 Порядка № 295, самостоятельно и в любое время суток с учетом требований законодательства об охране труда проходить в любые производственные, служебные, административные помещения объекта посещения, в которых используется наемный труд;
  • ознакомляться с любыми книгами, реестрами и документами, ведение которых предусмотрено законодательством о труде, содержащими информацию/сведения по вопросам, являющимся предметом инспекционного посещения, невыездной инспекции, в целях проверки их соответствия нормам законодательства и получать заверенные объектом посещения их копии или выписки;
  • наедине или в присутствии свидетелей ставить руководителю и/или работникам объекта посещения вопросы, касающиеся законодательства о труде, получать по указанным вопросам устные и/или письменные объяснения;
  • на предоставление рабочего места с возможностью ведения конфиденциального разговора с работниками относительно предмета инспекционного посещения;
  • фиксировать проведение инспекционного посещения по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений средствами аудио-, фото- и видеотехники.

Объекту посещения следует помнить, что при проведении инспекционного посещения он имеет право (п.14 Порядка № 295):

  • 1) проверять у инспектора труда наличие служебного удостоверения;
  • 2) не допускать его к проведению инспекционного посещения в случае:
  • отсутствия служебного удостоверения;
  • отсутствия на официальном сайте Гоструда приказа Минсоцполитики о форме служебного удостоверения инспектора труда.

(1)Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде, утвержденный постановлением КМУ от 26.04.2017 г. № 295 (прим. ред.).

(2)Подробнее об этом см.: Алиев Т. «Трудовой» госконтроль и надзор: Кабмин определился с порядками // Бухгалтерия. — 2017. — № 19-20. — С.14—17 (прим. ред.).

(3)Данный приказ вступает в силу со дня его официального опубликования. Приказ готовится к публикации в издании «Офіційний вісник України» 16.06.2017 г. (прим. авт.).

(4)См.: http://dsp.gov.ua/ (прим. авт.).

(5)Полномочия по осуществлению госконтроля за соблюдением законодательства о труде (прим. авт.).

(6)Это юрлица (включая их структурные и обособленные подразделения, не являющиеся юрлицами) и физлица, использующие наемный труд (прим. авт.).