Комплексные проверки: кто не успел, тот опоздал

Опубликовано в БУХГАЛТЕРИИ № 24 (1271) от 12 ИЮНЯ 2017 года


Проверки

Борис БИДИЙ, редактор


1 января 2017 года вступил в силу Закон № 1726(1), а с ним и изменения, которые он внес в Закон № 877(2). В частности, изменена редакция ч.1 ст.5 Закона № 877, предусматривающая процедуру комплексных плановых мероприятий, которые осуществляются разными органами государственного контроля в отношении одного субъекта предпринимательской деятельности в течение одного года. Поскольку такие мероприятия происходят в плановом порядке, то Закон № 877 устанавливает процедуру проведения такого планового мероприятия комплексно, то есть одновременно несколькими органами государственного надзора (контроля). Государственные органы проводят такие проверки согласованно в рамках одного комплексного мероприятия, чтобы не отвлекать предпринимателей от их основного дела. Также комплексные проверки в известной степени исключают осуществление заказного давления на бизнес, который зачастую искусственно создается в Украине, когда за одними проверяющими приходят другие.

Закон устанавливает, что комплексные мероприятия государственного надзора (контроля) должны производиться в порядке, который устанавливается Кабинетом Министров Украины. Во исполнение предписаний закона, КМУ принял постановление от 24.05.2017 г. № 350, которым утвердил Порядок осуществления комплексных плановых мероприятий государственного надзора (контроля) (далее — Порядок). Рассмотрим, что этим Порядком определяется.

Приятно удивили сроки проведения комплексного мероприятия. Срок осуществления комплексной проверки не может превышать десяти рабочих дней, а в отношении субъектов микро-, малого предпринимательства — пяти рабочих дней.

Для проведения комплексного мероприятия каждый из государственных органов надзора отдельно издает приказ (решение, распоряжение). Такой приказ (решение) должен содержать наименование субъекта хозяйствования, в отношении которого будет осуществляться мероприятие, и предмет комплексного мероприятия. На основании такого приказа (решения, распоряжения) государственными органами контроля оформляются удостоверения (направления) на проведение мероприятия. Перед началом осуществления мероприятия должностные лица каждого из органов, участвующих в комплексной проверке, должны предъявить субъекту предпринимательской деятельности свое направление на проверку, а также свое служебное удостоверение. Субъекту предпринимательской деятельности должна предоставляться копия направления на проверку.

Таким образом, из этого можно сделать следующий вывод. Если в приказе (решении) и/или направлении на проверку будут ошибки и/или не будут указаны приведенные реквизиты, либо проверяющие не выполнят другие процедурные требования, установленные Порядком, то субъект предпринимательской деятельности может не допустить такой орган к проверке.

В этом случае проверяющие органа, не допущенного к проверке, не просто утратят свою возможность принять участие в ее проведении, но и не смогут провести такую проверку повторно (по крайней мере, в течение текущего года), поскольку была назначена комплексная проверка, и закон запрещает «беспокоить» проверками субъектов предпринимательской деятельности более одного раза в год.

По результатам осуществления комплексных мероприятий каждый из государственных органов, участвовавших в мероприятии, отдельно составляет акты в двух экземплярах. При этом каждый орган государственного надзора обеспечивает ознакомление субъекта хозяйствования (уполномоченного им лица) с соответствующим актом в течение последнего дня осуществления комплексного мероприятия. В последний день проведения комплексного мероприятия должностными лицами соответствующего органа государственного надзора, осуществлявшими проверку, и руководителем субъекта хозяйствования подписываются два экземпляра такого акта. Один из них вручается руководителю предприятия. Порядком также урегулированы процедурные моменты на случай, если у руководителя предприятия имеются замечания к акту, или представитель предприятия отказывается от подписания акта либо от его получения.

В целом, по мнению автора, переход к комплексным мероприятиям должен уменьшить давление на бизнес со стороны государственных контролирующих органов, а сами государственные органы дисциплинировать.

(2)Закон Украины от 05.04.2007 г. № 877-V «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» (прим. ред.).