АТО: правила налогообложения откорректированы

Опубликовано в БУХГАЛТЕРИИ № 19-20 (1267) от 15 МАЯ 2017 года


Администрирование налоговАТО
Татьяна ДЕРКАЧ, редактор


Порядок налогообложения субъектов хозяйствования в зоне АТО — как на подконтрольной, так и на неподконтрольной территории, до сих пор является одной из самых злободневных проблем нашего законодательства. Он установлен, главным образом, Законом № 1669(1) и отдельными нормами Переходных положений НКУ. С начала объявления АТО правила налогообложения или освобождения от него несколько раз изменялись. Последние правки были внесены в Переходные положения НКУ. Законом № 1797(2) в подразд.10 разд.ХХ был добавлен п.38, которым определенный круг лиц из зоны АТО освобожден от налогообложения определенными налогами(3). Но в дальнейшем этот пункт оказался не слишком действенным. Таким образом, возникла потребность в его исправлении. Что и было сделано Законом № 1989(4), вступившим в силу с 15.04.2017 г. Рассмотрим кратко, в чем заключаются основные изменения.

Период применения и круг лиц

Изюминка Закона № 1989 заключается в том, что его положения применяются к налоговым периодам, начиная с января 2017 года, то есть «задним числом». Таким образом, действие Закона № 1797 с 01.01.2017 г. относительно п.38 подразд.10 разд.ХХ НКУ фактически отменяется.

Закон № 1989 уточнил, на кого распространяется действие п.38 — это налогоплательщики, которые по состоянию на 14.04.2014 г.:

  • имели местонахождение (место жительства) на временно оккупированной территории, признанной таковой в соответствии с Постановлением № 254(5), или в населенных пунктах на линии столкновения;
  • имеют объекты обложения местными налогами, сборами на этих территориях.

В то же время действие некоторых подпунктов п.38 распространяется только на тех лиц, которые по состоянию на 01.01.2017 г. не изменили свое местонахождение.

Напомним, что в предыдущей версии п.38 не отмечалось, что он распространяется на плательщиков, которые на дату начала объявления АТО проживали (имели местонахождение) на такой оккупированной территории или линии столкновения либо имели там объекты налогообложения. Это давало повод для неоднозначной трактовки данной нормы.

В п.38.1, как и ранее, поясняется, что распоряжением КМУ от 07.11.2014 г. № 1085-р утверждены два основных перечня:

  • Перечень населенных пунктов, на территории которых органы государственной власти временно не осуществляют свои полномочия;
  • Перечень населенных пунктов, расположенных на линии столкновения.

Как следует из п.38.1, в данном случае нужно руководствоваться именно этими документами. Как видим, в нашем правовом поле понятия «оккупированная территория» и «территория, на которой органы государственной власти временно не осуществляют свои полномочия» (или «неподконтрольная территория») фактически стали синонимами.

Структурные подразделения

Изменен подход к освобождению от налоговой ответственности за деятельность филиалов, представительств и прочих структурных подразделений юрлица в зоне АТО. По Закону № 1979, если подразделение находилось на временно оккупированной территории или линии столкновения, а головное предприятие — на украинской подконтрольной территории, то они оба (в пределах деятельности такого подразделения) освобождались от ответственности, предусмотренной в НКУ, но при этом такое подразделение состояло на учете и уплачивало налоги по основному месту учета головного предприятия. Закон № 1989 несколько сместил акценты. Так, если филиал, представительство, обособленное или другое структурное подразделение находятся на оккупированной территории, а головное предприятие — на подконтрольной или линии столкновения, то указанные подразделения и юрлицо (в пределах деятельности соответствующего подразделения) освобождаются от ответственности. При этом требование об уплате подразделениями налогов по основному месту учета головного предприятия отменено.

Следовательно, на подразделения, находящиеся на линии столкновения, положения п.38.4 подразд.10 разд.ХХ НКУ с 01.01.2017 г. не распространяются.

Излишне уплаченные налоги: возврату не подлежат

Одним из ключевых обещаний Закона № 1797 в отношении субъектов хозяйствования в зоне АТО было освобождение от налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, и от платы за землю (земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности).

А если такие платежи были уплачены до момента вступления в силу Закона № 1797 (то есть до 01.01.2017 г.), они считались излишне уплаченными и подлежали возврату плательщикам, чье имущество или участки находились на оккупированной территории или линии столкновения. Однако фактически местные бюджеты не выдержали такого финансового напряжения, когда все плательщики, успевшие уплатить вышеупомянутые платежи, обратились с заявлениями о возврате таких средств. Таким образом, законотворцы вынуждены были прекратить процедуру возврата излишне уплаченных средств и исключили это обещание из п.38.6 и 38.7 подразд.10 разд.ХХ НКУ. Уплаченные денежные средства невозможно будет вернуть ни на текущий счет плательщика, ни путем зачета налоговых обязательств (налогового долга), ни наличностью, ни чеками.

ФЛП в зоне АТО: без двойного налогообложения?

В соответствии с предыдущей редакцией п.38.9 подразд.10 разд.ХХ НКУ при начислении или выплате дохода физическим лицам — предпринимателям в зоне АТО (на оккупированной территории и линии столкновения) контрагенты таких плательщиков должны были выступать в качестве налоговых агентов и выплачивать НДФЛ за них, независимо от того, на какой системе налогообложения такие ФЛП находятся. Плательщики единого налога должны были уплачивать этот налог самостоятельно, а налоговые агенты дополнительно при выплате дохода таким плательщикам должны были удержать еще НДФЛ.

Но с 01.01.2017 г. благодаря Закону № 1989 ФЛП, находящиеся или проживающие на линии столкновение, уплачивают все необходимые налоги сами за себя. В то же время доход ФЛП с оккупированной территории подлежит налогообложению при его выплате налоговым агентом.

Недоступные или утраченные первичные документы

Как известно, Закон № 1797 существенно смягчил требования НКУ к подтверждающим первичным документам для налогоплательщиков в зоне АТО. Ведь боевые действия и другие многочисленные форс-мажорные обстоятельства зачастую приводили к порче или утрате таких документов. Закон № 1989 несколько уточнил положения п.38.11 подразд.10 разд.ХХ НКУ, «озабоченного» этим вопросом.

С 01.01.2017 г. на налогоплательщиков с оккупированных территорий или линии столкновения, которые не могут предоставить первичные документы, на основании которых ведутся налоговый и бухгалтерский учет и отчетность, не распространяется действие ст.44 НКУ (в первоначальной версии — только п.44.3 и 44.5 ст.44). Эта техническая правка убрала несогласованности между другими пунктами ст.44 и п.38.11 подразд.10 разд.ХХ НКУ.

Кроме того, все изложенное в п.38.11 подразд.10 разд.ХХ НКУ касается не только налогоплательщиков, но и налоговых агентов.

При этом в абзаце одиннадцатом п.38.11 изменена оговорка. Согласно Закону № 1797 нормы этого подпункта распространялись на тех налогоплательщиков (налоговых агентов), которые перевелись на подконтрольную территорию Украины по состоянию на 1 декабря 2016 года. Закон № 1989 уточняет дату — по состоянию на 1 апреля 2017 года. Хотя Закон № 1989 фактически заменяет требования Закона № 1797 изначального применения последнего, никакие санкции к тем субъектам хозяйствования, которые до вступления в силу Закона № 1989 воспользовались своим правом избежать проверки вследствие утраты первичных документов, не предусмотрены.

Однако Закон № 1989 выдвигает еще одно дополнительное условие для применения п.38.11 подразд.10 разд.ХХ НКУ: это уплата налогов в бюджет за весь период проведения АТО. А вот здесь могут быть проблемы. Ведь 1 марта 2017 года многие предприятия на оккупированной территории были «национализированы» и лишены возможности уплачивать налоги в бюджет Украины. К сожалению, этот момент в НКУ до сих пор никак не отражен.


(1)Закон Украины от 02.09.2014 г. № 1669-VII «О временных мерах на период проведения антитеррористической операции» (прим. ред.).

(2)Закон Украины от 21.12.2016 г. № 1797-VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по улучшению инвестиционного климата в Украине» (прим. ред.).

(3)См.: Деркач Т. АТО: особенности налогообложения с 2017 года // Бухгалтерия. — 2017. — № 3-4. — С.26 (прим. ред.).

(4)Закон Украины от 23.03.2017 г. № 1989-VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по уточнению некоторых положений и устранению противоречий, возникших при принятии Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по улучшению инвестиционного климата в Украине» (прим. ред.).

(5)Постановление ВРУ от 17.03.2015 г. № 254-VIII «О признании отдельных районов, городов, поселков и сел Донецкой и Луганской областей временно оккупированными территориями» (прим. ред.).