Реестр ИНК: начинаем с чистого листа?

Опубликовано в БУХГАЛТЕРИИ № 19-20 (1267) от 15 МАЯ 2017 года


Администрирование налогов

Татьяна ДЕРКАЧ, редактор


В сфере налогового законодательства индивидуальные налоговые консультации (далее — ИНК) играют важную роль. Не являясь нормативными актами в классическом юридическом понимании, они дают возможность налогоплательщикам отслеживать и понимать позицию ГФС в отношении большинства проблемных моментов в налогообложении и, как следствие, принимать оптимальные управленческие решения.

С 01.04.2017 г. нормы ст.52—53 НКУ, касающиеся ИНК, изложены в новой редакции: порядок обращения за ИНК и получения ответов на запросы налогоплательщиков претерпел кардинальные изменения. Он, в частности, предусматривает формирование Единого реестра (или базы) ИНК (далее — Реестр ИНК). Несмотря на то, что сами ИНК остаются «личностными» (то есть предназначаются для индивидуального использования конкретного налогоплательщика-заявителя), Реестр ИНК является публичным и бесплатным для всех заинтересованных лиц.

В то же время в ст.52—53 НКУ упоминается только об одном случае, когда уполномоченные органы в дополнение к нормам НКУ должны принять подзаконные нормативные акты: согласно п.52.4 ст.52 НКУ Минфин определяет порядок ведения и форму единой базы ИНК. На данный момент такого порядка нет, и когда он появится (учитывая негативный опыт бездействия Минфина в аналогичных ситуациях), неизвестно.

Однако в очередной раз на помощь пришла ГФС, подготовившая похожий документ — Порядок организации работы органов доходов и сборов по предоставлению индивидуальных налоговых консультаций(1) (далее — Порядок № 293). Этот Порядок носит больше технический характер, и не зарегистрирован в Минюсте, что говорит о его «внутреннем» применении. Но, несмотря на это, он представляет значительный интерес для читателей.

В преамбуле приказа, которым утвержден этот Порядок, ГФС указывает, что он разработан в целях применения единого подхода при предоставлении ИНК согласно статье 52 НКУ (которая на самом деле не требует от ГФС разработки никаких подобных порядков). Однако следует признать, что положения НКУ не назовешь четкими и понятными, особенно в части действий ГФС, поэтому дополнительный документ не будет лишним. Итак, что же предлагает Порядок № 293?

Автоматизация процесса

Реестр ИНК требует, чтобы весь процесс прохождения этих консультаций был подконтролен машине. Для этого будет использована действующая АИС «Управление документами». В ней запросы налогоплательщиков регистрируются, обрастают резолюциями, передаются непосредственным исполнителям. Там же накапливаются сами ответы — ИНК. АИС служит базой для дальнейшего формирования Реестра ИНК.

«Естественный» отбор

Еще на этапе получения обращений налогоплательщиков ГФС производит их отбор. Надо сказать, что и раньше налоговики старались ограждать себя от предоставления консультаций, если считали, что заявитель задает вопрос не для собственного (личного) использования, а описывает ситуацию, интересную широкому кругу лиц. Теперь этот отбор получил нормативное основание. Он называется предварительным анализом и отсеивает еще на этапе получения запросы:

  • оформленные с нарушениями (пп.1.5.1 р.ІІ);
  • содержащие вопросы вне компетенции налоговиков (пп.1.5.2 р.II);
  • фактически являющиеся обращениями граждан или запросами на получение публичной информации, а не налоговой консультации (пп.1.5.3 р.II).

На оформленные с нарушениями запросы ИНК не предоставляется, такой запрос согласно пп.1.5.2 р.II Порядка № 293 считается обращением граждан, на которое дается соответствующий ответ. Запросы вне компетенции налоговиков одних подразделений подлежат переадресации в другие соответствующие подразделения (если таковые имеются) на основании служебной записки либо в другой компетентный орган — на основании докладной записки (пп.1.5.2 р.II).

Запрос может быть настолько сложным, что потребует получения заключений от других структурных подразделений ГФС(2) или даже создания комиссии по спорным вопросам (пп.1.5.4 р.ІІ). Кроме того, многосоставный запрос может быть рассмотрен несколькими подразделениями, и их ответы будут сведены воедино главным исполнителем (пп.1.6 п.1 р.II).

Требования к форме обращения

Возникает логичный вопрос: как правильно составить обращение, чтобы получить ИНК? Порядок № 293 не содержит отдельных требований к оформлению запросов — все они изложены только в п.52.1 ст.52 НКУ. Но уже понятно, что теперь обращение налогоплательщика должно выглядеть солидно. К реквизитам заявителя, кроме названия и адреса (обязательно налогового!), необходимо добавить код ЕГРПОУ или регистрационный номер физлица-предпринимателя. А перед тем, как изложить вопрос, нужно письменно убедить налоговиков, что в получении ИНК есть практическая необходимость! Хотя, как было сказано выше, без ответа ни одно обращение не останется. Однако, если в ГФС сделают вывод, что налогоплательщик подал запрос не для практического применения консультации в собственной деятельности, то он получит ответ в порядке, предусмотренном для обращений граждан. А это и по срокам, и по сути — совсем другой результат.

Реестр ИНК: уже работает!

Предположим, ИНК подготовлена, согласована, подписана. Теперь она подлежит регистрации сначала в АИС «Управление документами», а оттуда попадает в Реестр ИНК. Или… не попадает (гл.4 Порядка № 293). Дело в том, что согласно п.52.5 ст.52 НКУ ГФС должна получить от подчиненного ей контролирующего органа экземпляр составленной ИНК и принять решение — заносить ее в Реестр ИНК или нет. Если нет никаких противоречий и возражений, ГФС дает добро на внесение сведений о такой ИНК в Реестр. В противном случае центральный орган ГФС должен составить налогоплательщику свою версию ИНК и уже тогда зарегистрировать ее в Реестре ИНК. Таким образом, налогоплательщик не получит ответ от областного ГУ или Офиса крупных налогоплательщиков на свое обращение, пока он не будет согласован с центральным аппаратом ГФС. Отказ ГФС от регистрации ИНК, подготовленной нижестоящим контролирующим органом, в Реестре приравнивается к аннулированию подготовленного ответа и дает «отмашку» для подготовки новой консультации уже силами самой ГФС.

Что касается Реестра, то фактически он уже работает(3), хотя нет нормативного акта, регулирующего его работу. Поскольку с 01.04.2017 г. ст.52 НКУ не предусматривает электронной формы ИНК, это означает, что все запросы или обращения, отправленные по электронной почте, рассматриваться уже не будут. Почтовый ящик, предназначенный для таких запросов, на данный момент заблокирован.

Как отмечено в письме ГФС от 17.03.2017 г. № 6531/7/99-99-10-03-18(4), проект приказа о порядке функционирования Реестра ИНК находится на согласовании в Минфине. Из того, что сейчас есть на сайте ГФС, видно, что Реестр предусматривает поиск консультаций по номеру, дате, ключевым словам и органу, издавшему консультацию, а также по статусу (действующие или аннулированные).

Суд отменил ИНК: что дальше?

Теперь о судебных спорах. С одной стороны, налогоплательщик имеет право обжаловать ИНК в суде. Для этого такие консультации в НКУ названы правовыми актами индивидуального действия (п.53.2 ст.53 НКУ). С другой стороны, ВАСУ не считает такие документы обязательными к применению: «…налоговые консультации не имеют силы правового акта, фактически являются позицией налогового органа относительно того, как должна применяться норма права… Такая форма обнародования официального понимания отдельных положений законодательства, регулирующего налоговые правоотношения, не порождает для соответствующих субъектов наступления каких-либо юридических последствий, не влияет на их права и обязанности, а также не является обязательной для исполнения» (постановление от 01.02.2017 г. № К/9991/56935/12)(5).

Но бывают случаи, когда налогоплательщику в неоднозначной ситуации хотелось бы подстраховаться с помощью ИНК, а полученная консультация — фискальная и противоречит всем законам здравого смысла. Тогда остается суд. Если суд признает ИНК недействительной, то процедура выдачи ИНК возвращается на круги своя согласно Порядку № 293. Центральный орган ГФС должен проследить, чтобы новая консультация соответствовала выводам суда, после чего она оформляется как обычно и заносится в Реестр ИНК (гл.5 Порядка № 293).

Судя по всему, новый порядок сделает невозможной и даже ненужной предыдущую практику с отзывом (отменой) ИНК силами того контролирующего органа, который издал такую консультацию. «Неудачные» ИНК будут отсеиваться на уровне вышестоящей инстанции — ГФС.

Что будет со старыми ИНК?

За кадром всех вышеперечисленных новшеств остался п.39 подразд.10 разд.ХХ «Переходные положения» НКУ, который регулирует порядок применения ИНК, предоставленных налогоплательщикам до 31.03.2017 г. в письменной или электронной форме. Такие консультации действуют до 31.12.2017 г., после чего не подлежат применению. Будут ли такие ИНК вноситься в Реестр? Что делать налогоплательщику по истечении «срока годности» такой ИНК? На данный момент ответов на эти вопросы нет ни у Минфина, ни у ГФС.


(1)Утвержден приказом ГФС от 25.04.2017 г. № 293. Опубликован на с.8 данного номера (прим. ред.).

(2)Действующую структуру ГФС см. в приказе от 21.03.2017 г. № 190. Опубликован на с.12 данного номера (прим. ред.).

(3)Форма для запроса (прим. ред.).

(4)Опубликовано на с.13 данного номера (прим. ред.).

(5)Опубликовано: Бухгалтерия. — 2017. — № 13. — С.64—65 (прим. ред.).