Из зала суда: обзор судебной практики

Опубликовано в БУХГАЛТЕРИИ № 18 (1265) от 1 МАЯ 2017 года



Борис БИДИЙ, редактор


Составление акта о невозможности проведения встречной сверки не приводит к какому-либо правовому результату

Суть спора: ООО «C» (истец) обратилось в суд с административным иском к ГНИ, в котором просило признать неправомерными действия ГНИ в части проведения встречной сверки ООО «С», в результате которой составлен акт от 20.08.2014 г. «О невозможности проведения встречной сверки ООО «С» относительно подтверждения его хозяйственных отношений с налогоплательщиками за период с 01.05.2014 г. по 30.06.2014 г.». Судами иск был удовлетворен полностью. ГНИ подала кассационную жалобу.

Разрешая дело, суд руководствовался следующим:

  • налоговому органу дано право на составление актов о невозможности проведения встречных сверок в случае установления фактов, не позволяющих провести встречную сверку субъекта хозяйствования, в частности, в связи со снятием с учета, установлением отсутствия субъекта хозяйствования и/или его должностных лиц по местонахождению (налоговому адресу). В остальных случаях налоговым законодательством предусмотрено составление справок. Форма такого акта, среди прочего, предусматривает внесение в него отдельных сведений о субъекте проведения сверки;
  • соответствующие действия не приводят к возникновению какого-либо правового результата, поскольку сверка как юридический факт в данном случае не является проведенной. Следовательно, никакие правовые последствия, которые могли бы нарушать права налогоплательщика (истца) и служить предметом обжалования, в этом случае не возникают;
  • проведение встречной сверки может рассматриваться как юридический факт, который влияет на законные интересы налогоплательщика исключительно в случае, если данные, полученные по результатам проведения встречных сверок, могут быть использованы контролирующим органом в качестве информации о возможных нарушениях налогоплательщиком требований налогового законодательства. Соответствующее обстоятельство в то же время согласно пп.78.1.1 ст.78 НКУ служит основанием для назначения налоговой проверки.

Постановление ВАСУ от 15.03.2017 г. № К/800/21179/15: исковые требования, направленные на обжалование действий должностных лиц контролирующих органов по проведению встречной сверки и составлению акта о невозможности проведения встречной сверки, удовлетворению не подлежат. Кассационную жалобу ГНИ удовлетворить.

Корректировка показателей в информационных базах

Суть спора: в ноябре 2014 г. ЧП «Х» (истец) обратилось в суд с административным иском к ГНИ, в котором просило признать неправомерными действия ГНИ в части проведения встречной сверки ООО «С», в результате которой составлен акт от 21.07.2014 г. «О невозможности проведения встречной сверки ЧП »Х« относительно подтверждения его хозяйственных отношений с контрагентами за июнь 2014 р.». Также истец просил суд признать противоправными действия по корректировке показателей его налоговой отчетности в информационных базах данных. Судами иск был удовлетворен. ГНИ подала кассационную жалобу.

Разрешая дело, суд учитывал следующее:

  • в случае установления фактов, не позволяющих провести встречную сверку субъекта хозяйствования, ГНИ дано право на составление актов о невозможности проведения встречных сверок. При этом соответствующие действия не приводят к возникновению какого-либо правового результата, поскольку сверка как юридический факт в данном случае не является проведенной. Следовательно, никаких правовых последствий, которые могли бы нарушать права налогоплательщика (истца по делу) и служить предметом обжалования, в рассматриваемом случае не возникает;
  • проведение встречной сверки может рассматриваться как юридический факт, который влияет на законные интересы налогоплательщика исключительно в случае, если данные, полученные по результатам проведения встречных сверок, могут быть использованы контролирующим органом в качестве информации о возможных нарушениях налогоплательщиком требований налогового законодательства. Соответствующее обстоятельство в то же время согласно пп.78.1.1 ст.78 НКУ служит основанием для назначения налоговой проверки.

Постановление ВАСУ от 15.03.2017 г. № К/800/3688/15: исковые требования, направленные на обжалование действий должностных лиц контролирующих органов по проведению встречной сверки и составлению акта о невозможности проведения встречной сверки, удовлетворению не подлежат. Кассационную жалобу ГНИ удовлетворить.

Отсутствие недостоверных данных не дает органам ГФС право на запрос

Суть спора: ООО «К» (истец) обратилось в суд с административным иском к СГНИ, в котором просило признать противоправным и отменить приказ СГНИ от 20.05.2016 г. «О проведении документальной внеплановой выездной проверки ООО «К». Судом первой инстанции иск был удовлетворен в полном объеме. СГНИ подала апелляционную жалобу.

Суд при разрешении дела обратил внимание на следующее:

  • налоговой инспекцией в адрес ООО «К» несколько месяцев подряд направлялось большое количество запросов с требованием о предоставлении информации и ее документального подтверждения относительно хозяйственных взаимоотношений с рядом контрагентов. ООО «К» неоднократно уведомляло СГНИ о том, что не успевает подготовить ответ на указанные письма в установленные сроки в связи с огромным объемом запрашиваемой информации;
  • 20.05.2016 г. СГНИ был издан приказ о проведении документальной внеплановой выездной проверки истца. Директор предприятия, получив копию приказа, после ознакомления со служебными удостоверениями и направлениями отказался расписаться в направлениях на проверку;
  • удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции отметил, что как в запросах контролирующего органа, которые направлялись в адрес истца, так и в приказе от 20.05.2016 г. отсутствует информация о выявлении фактов отражения истцом недостоверных данных в представленных декларациях и о том, в чем именно заключается недостоверность данных, хотя это является обязательным условием для принятия решения о назначении документальной выездной внеплановой проверки на основании пп.78.1.4 ст.78 НКУ.

Определение Львовского апелляционного административного суда от 09.03.2017 г. № 876/9200/16: отсутствие надлежащих доказательств по выявлению недостоверности данных, содержащихся в налоговых декларациях, представленных истцом, не дает органам ГФС права на получение информации. Апелляционную жалобу СГНИ оставить без удовлетворения.

Налоговая информация о невозможности проведения встречной сверки не содержит выводов о реальности операций

Суть спора: ООО «К» (истец) обратилось в суд с административным иском к ОГНИ, в котором просило признать противоправным и отменить НУР, вынесенные по результатам документальной плановой выездной проверки ООО «А» по вопросам соблюдения требований налогового законодательства за период с 01.01.2014 г. по 31.12.2014 г. Постановлением суда иск удовлетворен. ГНИ подала апелляционную жалобу.

Разрешая дело, суд отметил следующее:

  • из анализа положений п.73.5 ст.73 НКУ и подзаконных актов приходим к выводу, что встречная сверка может быть проведена налоговым органом только при наличии в распоряжении органа ГФС первичных документов или предоставлении таких документов налогоплательщиком по обязательному письменному запросу органа ГФС, поскольку встречная сверка заключается в сопоставлении данных первичных бухгалтерских и других документов субъекта хозяйствования, которое осуществляется органами ГФС, в целях документального подтверждения хозяйственных отношений с плательщиком налогов и сборов, а также подтверждения отношений, вида, объема и качества операций и расчетов, осуществлявшихся между ними в целях выяснения их реальности и полноты отражения в учете налогоплательщика. Следовательно, проведение встречной сверки возможно исключительно при наличии у налогового органа (ответчика) необходимой информации и документов, ведь в противном случае у контролирующего органа отсутствуют данные, необходимые для сопоставления;
  • заключение о нереальности операций при наличии в ОГНИ только информации о невозможности проведения встречной сверки контрагента истца прямо противоречит закону, поскольку следствием невозможности проведения встречной сверки по основаниям отсутствия субъекта хозяйствования по юридическому адресу должно быть только заключение об отсутствии такого субъекта по местонахождению с указанием фактических обстоятельств.

Определение Харьковского апелляционного административного суда от 06.03.2017 г. № 820/2125/16: по своей правовой природе налоговая информация о невозможности проведения встречной сверки не содержит заключений о реальности хозяйственной деятельности. Апелляционную жалобу ОГНИ оставить без удовлетворения.