Встречная сверка — предвестник проверки?

Опубликовано в БУХГАЛТЕРИИ № 18 (1265) от 1 МАЯ 2017 года


Администрирование налогов
Борис БИДИЙ, редактор


Недавно приказом Минфина от 28.02.2017 г. № 299 была утверждена единая форма, по которой органами ГФС будут оформляться запросы документов на проведение встречной сверки, направляемые налогоплательщикам. Приказ зарегистрирован в Минюсте и является обязательным для исполнения всеми органами ГФС. Поэтому есть необходимость более подробно рассмотреть вопросы встречных сверок.

Средство — старое, цель — новая

Напомним, что с 01.01.2017 г. п.78.1 ст.78 НКУ был дополнен пп.78.1.19, согласно которому непредоставление информации налогоплательщиком по запросу о встречной сверке является основанием для проведения его документальной внеплановой проверки. Понятно, что сверка теперь должна «обеспечивать» органы ГФС более полной и всесторонней информацией для проверок контрагентов.

Встречная сверка — это не проверка. По итогам встречной сверки составляется справка, которая и предоставляется предприятию в десятидневный срок. Предоставить информацию по правильно составленному запросу — обязанность налогоплательщика. В случае своевременного предоставления ответа на полученный запрос от ГНИ налогоплательщик не подвергается никаким рискам.

Данные, полученные по запросу о проведении встречной сверки, в случае если они содержат в себе дефекты, неточности или расхождения, могут послужить отправной точкой вынесения решения о внеплановой налоговой проверке предприятия, у которого запрашивалась информация по встречной сверке. В этом видится серьезная опасность для работающего бизнеса, поскольку в жизни неточности в документальном оформлении операций были и будут всегда. Как же противодействовать такому давлению на бизнес? Попробуем разобраться.

Несоблюдение формы запроса

Необходимо сказать, что форма запроса на предоставление документов по встречной сверке утверждена в соответствии с действующей редакцией п.73.5 ст.73 НКУ. Понятно, что до принятия унифицированной формы запроса запросы отсылались в произвольной форме на бланках фискальной службы. Ну а что делать сейчас, если вы получили запрос не в соответствии с утвержденной формой запроса?

Разумеется, в таком случае имеет место нарушение налогового законодательства со стороны фискальной службы. Здесь существует три варианта: проигнорировать такой запрос или ответить на него, отказав органу ГФС в предоставлении информации, ответить встречным уточняющим запросом касательно недостающей или искаженной информации налоговиков (на профессиональном сленге это называется «затеять переписку» не давая отказ). При этом необходимо сослаться на несоблюдение требований налогового законодательства и указать конкретно, в чем состоит такое несоблюдение.

Автор настоятельно советует последний вариант. Как уже было сказано выше, непредоставление ответа или прямой отказ предоставить информацию на запрос фискального органа по встречной сверке могут служить основанием для вынесения фискальным органом решения о проведении внеплановой проверки налогоплательщика. И это потом уже налогоплательщику придется оспаривать в суде правомерность проведения такой проверки. Аргументированно направив встречное письмо-запрос органу ГФС на его некачественно оформленный запрос по встречной сверке, вы и информацию не предоставили по такому запросу, и запрос не проигнорировали, и, в случае доведения ситуации до разбирательства в суде, доказательную базу себе создали.

Содержание запроса

Однако достаточно ли соблюдения органом ГФС формы запроса, чтобы такой запрос соответствовал закону. Думаем, что нет. Обратимся к абзацу второму п.73.5 ст.73 НКУ: «При встречной сверке осуществляется сопоставление данных, полученных от налогоплательщиков и других субъектов информационных отношений, в целях документального подтверждения хозяйственных отношений с плательщиком налогов и сборов, а также подтверждение отношений, вида, объема и качества операций и осуществляемых между ними расчетов для выяснения полноты их отражения в учете налогоплательщика».

Из анализа приведенного текста видно, что в запросе фискалов на предоставление информации и документов в порядке проведения встречной сверки должны быть совершенно четко указаны контрагент, в отношении которого проводится встречная сверка, и факт его проверки. Поэтому унифицированной минфиновской форме встречной сверки не хватает указания фискальным органом номера и даты приказа, в соответствии с которым проводится проверка контрагента. И этот недостаток можно использовать налогоплательщикам в затеянной переписке с налоговиками. Документы, запрашиваемые налоговиками, должны подтверждать конкретные хозяйственные взаимоотношения с таким контрагентом. Они должны давать представление о количественных и качественных характеристиках таких операций и расчетов в связи с ними. И самое главное — то, что под видом встречной сверки не может запрашиваться общая информация о деятельности предприятия вообще: запрос по встречной сверке — это всегда запрос по отношениям с конкретным проверяемым контрагентом предприятия.

Операции нереальны?

Часто на практике возникает следующая ситуация. ГНИ направлен запрос в рамках проведения встречной сверки, но такой запрос не находит своего адресата по разным причинам, например, по причине отсутствия налогоплательщика по налоговому адресу. Как правило, ГНИ используют такие ситуации в своих целях. Составив акт о невозможности проведения встречной сверки, фискалы считают его информацией, которая подвергает сомнению хозоперации с таким налогоплательщиком других лиц — его контрагентов. Затем, при проведении проверок этих контрагентов, используется данный акт о невозможности проведения встречной сверки и операции с указанным налогоплательщиком объявляются нереальными (бестоварными). В результате ГНИ выносит налоговое уведомление-решение (НУР), которым увеличиваются налоги проверяемому лицу. Это давняя, хорошо известная тактика органов ГФС.

 В связи с этим необходимо сказать, что обращение в суд и дальнейшая уверенная и активная позиция налогоплательщиков в отстаивании своей позиции, как правило, приводят к положительному разрешению подобных споров. В качестве примера рассмотрим определение ВАСУ от 08.02.2017 г. № К/800/49039/14. Предприятие (истец) обратилось в суд с иском к ГНИ, в котором просило признать противоправными и отменить НУР от 25.04.2012 г., вынесенные по результатам внеплановой невыездной проверки истца по вопросам взаимоотношений с контрагентом за определенный период.

Решая дело, ВАСУ сделал следующее заключение: не может считаться доказательством нарушения со стороны налогоплательщика невозможность проведения ГФС встречных сверок его контрагентов. Кроме того, как указал суд, действует принцип презумпции добросовестности налогоплательщика.

Нет встречной сверки — нет информации

Вот что говорит ВАСУ в постановлении от 30.08.2016 г. № К/800/8823/15: «акты о невозможности проведения встречных сверок контрагентов налогоплательщика не являются источником получения налоговой информации, которая согласно положениям ст.83 НКУ определена в качестве основания для выводов должностных лиц контролирующих органов при проведении проверок. Сама по себе невозможность реализации органами ГНС определенной законодательством компетенции по проведению встречных сверок таких контрагентов не может считаться доказательством совершения нарушений налогового законодательства…».

Слово в слово данная правовая позиция была повторена ВАСУ в упомянутом определении от 08.02.2017 г. № К/800/49039/14. Необходимо отметить, что уже в течение нескольких лет подобные выводы фигурируют почти повсеместно в решениях административных судов (см., например, определение ВАСУ от 22.02.2017 г. № 826/14655/14; определение Киевского апелляционного админсуда от 26.01.2017 г. № 826/18807/15).

Итак, сам по себе акт о невозможности проведения встречной сверки не может служить источником получения информации. Выводы относительно тех или иных хозопераций налогоплательщика могут быть сделаны органами ГФС только в справке по результатам проведения встречной сверки — такое заключение делает суд в определении Харьковского апелляционного админсуда от 25.01.2017 г. № 820/4470/16.

Таким образом, сказанное выше можно обобщить в следующее утверждение: если встречная сверка не была проведена, никакие данные о налогоплательщике не получены (кроме констатации того факта, что сверку провести не удалось). Следовательно, сам по себе этот факт (невозможность проведения встречной сверки) не может служить основанием для назначения внеплановой проверки на основании пп.78.1.1 или пп.78.1.4 ст.78 НКУ (в результате получения данных, свидетельствующих о нарушении налогового законодательства). И этим могут и должны пользоваться грамотные налогоплательщики.