Сельхоздотация: распределение, реестр, расчет, налоговые накладные

Опубликовано в БУХГАЛТЕРИИ № 17 (1264) от 24 АПРЕЛЯ 2017 года


Специальный режим по НДС в сфере сельского хозяйстваСельское хозяйствоНалог на добавленную стоимость
Татьяна ДЕРКАЧ, редактор


Задекларированный в НКУ и Законе № 1877(1) порядок предоставления сельхозпредприятиям бюджетной дотации продолжает получать необходимую подзаконную нормативную базу. Фактически формирование Реестра получателей бюджетной дотации завершено. И, как это часто бывает, в таких нормативных актах всплывают интересные подробности, которых не было в самих законах. Каких же подводных камней ожидать аграриям?

Порядок распределения дотации в 2017 году

Кабмином утвержден Порядок № 83(2), вступивший в силу 22.02.2017 г. Этот документ определяет порядок распределения бюджетной дотации по направлениям сельхозпроизводства:

  • птицеводство (КВЭД 01.47, 10.12 и 10.80);
  • прочее производство (по видам деятельности, указанным в п.161.3 ст.161 Закона № 1877, кроме птицеводства).

Бюджетные средства, выделенные на дотацию товаропроизводителям, занимающимся птицеводством, не могут превышать 50% ежемесячных бюджетных ассигнований (п.4 Порядка № 83) (так называемые коэффициенты пропорциональности, которые дополнительно регулируются в п.11 Порядка).

Подробнее о расчете коэффициентов пропорциональности по направлениям речь идет в п.10 Порядка № 83. Эти показатели рассчитываются не претендентами на дотацию, а непосредственно ГФС и зависят от двух факторов: суммы выделенных из бюджета средств на дотации в месяц на определенное направление (птицеводство и другие виды сельхозпроизводства) и доли суммы НДС, уплаченной в бюджет по каждому такому направлению, в общей сумме НДС, уплаченной этими же плательщиками, но по всем видам деятельности(3).

Коэффициент пропорциональности не будет работать сам по себе: ГФС дополнительно будет отслеживать соответствие кодов КВЭД получателя дотации кодам товаров по УКТ ВЭД. Таблица соответствия данных кодов друг другу приведена в приложении к Порядку № 83.

В Порядке № 83 есть также упоминание о том, по какой пропорции должны распределяться бюджетные средства непосредственно между сельхозпроизводителями — но в пределах вышеупомянутых лимитов для каждого направления. Для этого каждому получателю дотации будут вычислять долю уплаченной в бюджет суммы НДС по «дотационным» видам деятельности в общей сумме уплаченного таким плательщиком НДС. Этот показатель должен быть «учтен» при выплате дотации (п.5 Порядка № 83).

Временный реестр получателей бюджетной дотации

Временный реестр получателей бюджетной дотации (далее — Временный реестр) сформирован на основании Постановления № 178(4). Необходимость в этом Реестре возникла в связи с несовпадением дат принятия других подзаконных документов и некоторыми техническими особенностями настройки программного обеспечения, что отсрочило введение основного Реестра получателей бюджетной дотации (далее — Реестр).

Постановление № 178 (вступило в силу с 24.03.2017 г.) устанавливает порядок предоставления бюджетной дотации сельхозпроизводителям по результатам деятельности в феврале 2017 года (то есть действие Временного реестра распространяется только на налоговые результаты сельхозпредприятий за один месяц — февраль). Для получения такой дотации сельхозпроизводители должны были:

  • по состоянию на 31.12.2016 г. быть субъектами спецрежима в соответствии со ст.209 НКУ(5);
  • быть зарегистрированными плательщиками НДС по состоянию на 01.03.2017 г.;
  • подать заявление(6) о внесении во Временный реестр до 01.04.2017 г.

Сумма бюджетной дотации определяется на основании данных ГФС по результатам деятельности за февраль 2017 года. И здесь начинается самое интересное. В соответствии с п.4 Постановления № 178 ГФС должна была до 10.04.2017 г. сформировать тот же Временный реестр на основании деклараций по НДС за февраль (предельный срок представления — до 20.03.2017 г.(7)) и налоговых накладных за этот же период. Таким образом, в Постановлении № 178 указано, что Временный реестр должен содержать данные о налоговых накладных. Очевидно, что речь идет о зарегистрированных в ЕРНН февральских накладных, которые по состоянию на 10.04.2017 г. все должны были бы быть зарегистрированы без применения штрафов.

Все дотационные выплаты за февраль 2017 года было запланировано завершить до 15.04.2017 г.

Основной Реестр получателей бюджетной дотации

Его функционирование предусмотрено Порядком № 179(8) (вступил в силу 24.03.2017 г.). В этом документе есть несколько важных акцентов. Как отмечалось ранее в отношении Временного реестра, в основном Реестре тоже будет отслеживаться соответствие видов деятельности заявителя по КВЭД таблице соответствия кодам УКТ ВЭД (приведенной в приложении к Порядку № 83). При этом такие данные должны быть подтверждены данными из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований (далее — ЕГР). Напомним, что в соответствии с абзацем четвертым п.2 Порядка № 83 если ГФС получает сведения из ЕГР, что сельхозпредприятие изменило основной вид деятельности, но в установленный срок не уведомило об этом налоговиков, то такое предприятие лишается права на получение бюджетной дотации за отчетный период. Если это произошло, ГФС уведомляет об этом заявителя с предложением либо перерегистрироваться в Реестре, либо подать заявление об исключении из него.

Заявление на включение в Реестр подается в течение 5 календарных дней по истечении предельного срока представления декларации по НДС (п.7 Порядка № 179) и рассматривается в ГФС в течение 3 рабочих дней со дня его получения, кроме выходных, праздничных и нерабочих дней (п.10 Порядка). Заявление может быть оформлено неправильно и поэтому в его приеме может быть отказано. Заявитель может исправить недостатки и подать новое заявление. Примут ли его в ГФС, если закончились сроки в 5 календарных дней по истечении предельного срока представления декларации? В Порядке об этом ничего не сказано. Следовательно, существует вероятность, что в случае допущения определенных ошибок в оформлении заявления заявитель может утратить право на включение в Реестр в этом конкретном налоговом периоде. Интересно, что изменение видов деятельности формально не содержится в перечне причин, по которым сельхозпроизводителя исключают из Реестра (перечень приведен в п.19 Порядка № 179), — только уменьшение удельного веса «дотационных» поставок в общем их объеме.

Реестр и налоговые накладные

Постановлением № 179 утвержден также Порядок предоставления ГФС и Казначейством информации о бюджетной дотации, подлежащей перечислению получателям бюджетной дотации. Среди видов информации, которой обмениваются эти ведомства, есть сумма НДС, уплаченная за отчетный налоговый период получателем бюджетной дотации по «дотационным» видам деятельности. Данный показатель будет рассчитываться ГФС по интересной формуле в виде доли «дотационного» НДС в общей его сумме за отчетный период (п.7, 8 Порядка).

При этом в п.8 Порядка определено, что объемы «дотационных» и общих продаж рассчитываются по данным налоговых накладных за отчетный период, зарегистрированных в ЕРНН.

Этот пункт вызывает больше всего вопросов. Во-первых, как этот показатель повлияет на сумму бюджетной дотации? Если исходить из формулировок Решения об исключении сельхозпроизводителя из Реестра (приложение 1 к Порядку № 179), то данные из ЕРНН могут свидетельствовать о несоблюдении удельного веса стоимости сельхозтоваров в общей стоимости реализованных товаров, что является основанием для исключения из Реестра. Во-вторых, такой подход вынуждает сельхозпроизводителей в первую очередь регистрировать в ЕРНН налоговые накладные, составленные по результатам именно «дотационной» деятельности, чтобы сохранить необходимую пропорцию.

Средства на бывших дополнительных счетах: ничто не забыто

Есть и приятные новости: принят и подписан Президентом Закон № 1988(9). Этим Законом наконец решается вопрос возврата бывшим «спецрежимщикам» регистрационного лимита и средств на сумму, перечисленную на спецсчета с 1 по 30 января 2017 года.

Напомним, что в связи с утратой силы с 1 января 2017 года ст.209 НКУ подразд.2 разд.ХХ «Переходные положения» НКУ был дополнен п.48–50 и п.54, в соответствии с которыми до 15.01.2017 г. включительно такие плательщики могли зарегистрировать в ЕРНН налоговые накладные и расчеты корректировки за 2016 год, а дополнительные счета в СЭА НДС должны были быть закрыты с 31.01.2017 г. (для квартальных плательщиков — с 20.03.2017 г.). Однако внезапно Казначейство сообщило, что 5 января эти дополнительные счета плательщиков заблокированы — якобы по настоянию ГФС. Под давлением КМУ счета были разблокированы на один день — 13.01.2017 г., после чего проблема использования перечисленных средств уже в новых условиях зависла в воздухе(10). Но, как говорится, ничто не забыто.

Таким образом, Закон № 1988 предлагает нововведения путем дополнения того же подразд.2 разд.ХХ «Переходные положения» НКУ пунктом 60. Плательщикам предлагается следующее.

Средства, перечисленные бывшими «спецрежимщиками» непосредственно на спецсчета с 1 по 30 января 2017 года, могут увеличить регистрационный лимит таких плательщиков в СЭА НДС. Процедурно это оформляется заявлением в центральный офис ГФС (а не в ее территориальный орган, где такой плательщик зарегистрирован) в произвольной форме (то есть отдельной формы заявления, утвержденной ГФС или Минфином, ожидать не следует). К заявлению необходимо приложить копии платежных поручений, заверенных в установленном порядке банком, которые подтверждают такое перечисление. Увеличение регистрационного лимита происходит однократно на всю заявленную сумму. Есть одно «но»: формулу СЭА НДС увеличат на суммы не больше заявленных в налоговой отчетности за декабрь 2016 года, которые должны были направляться на специальные счета сельхозпроизводителей, без учета уточняющих расчетов. Такой возможностью можно воспользоваться до 31 декабря 2017 года.

Кроме того, плательщик может вернуть средства, излишне перечисленные на основной электронный счет (при регистрации налоговых накладных в январе), с электронного счета на свой текущий счет. В данном случае применяются правила, установленные п.2001.6 ст.2001 НКУ. Как известно, для возврата средств с электронного на текущий счет представляется приложение Д4 к декларации. Законом № 1988 установлено, что сельхозпроизводителям будет возвращена сумма в пределах такого увеличения регистрационного лимита.

Закон № 1988 вступил в силу со дня, следующего за днем публикации (то есть с 15 апреля(11), однако Кабмину дается еще месяц со дня вступления в силу для приведения в соответствие с этим Законом собственных нормативно-правовых актов и актов задействованных министерств и ведомств.

Блокировка налоговых накладных

Как и все остальные плательщики, получатели бюджетной сельхоздотации с 01.07.2017 г. могут столкнуться с проблемой блокировки своих налоговых накладных(12). Это может быть связано с изменением сельхозпредприятием своих видов деятельности, что автоматически дает налоговикам право перечислить получателям сельхоздотации, внесенным в Реестр, удельный вес объема поставок по «дотационной» деятельности в общем объеме поставок. Если удельный вес по версии налоговиков будет менее 75%, такой плательщик налога может утратить право на регистрацию «дотационных» налоговых накладных с отметкой «2» во второй части налогового номера одновременно с заполнением графы 11 в разделе Б — «Код вида деятельности сельскохозяйственного товаропроизводителя», которые необходимо составлять отдельно в соответствии с требованиями п.6 Порядка № 1307(13).

Таким образом, можно предположить, что на практике мы еще столкнемся со многими недоразумениями и проблемами, которые не были предусмотрены в подзаконных нормативных актах.


(1)Закон Украины от 24.06.2004 г. № 1877-IV «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины» (прим. ред.).

(2)Порядок распределения бюджетной дотации для развития сельскохозяйственных товаропроизводителей и стимулирования производства сельскохозяйственной продукции в 2017 году, утвержденный постановлением КМУ от 08.02.2017 г. № 83 (прим. ред.).

(3)О противоречивости этих норм см. письмо Всеукраинского аграрного совета от 09.03.2017 г. № 78, направленное в адрес Министра финансов Украины (прим. ред.).

(4)Постановление КМУ от 22.03.2017 г. № 178 «Некоторые вопросы выплаты бюджетной дотации для развития сельскохозяйственных товаропроизводителей и стимулирования производства сельскохозяйственной продукции» (прим. ред.).

(5)Следовательно, вновь созданные в 2017 году сельхозпроизводители в этот реестр не попадут (прим. авт.).

(6)Заявление по форме № 1-РОБД утверждено приказом Минфина Украины от 23.02.2017 г. № 275 (прим. авт.).

(7)О том, как успеть получить такую февральскую дотацию, см.: Деркач Т. НДС для сельхозпредприятий: когда заработают новые правила? // Бухгалтерия. — 2017. — № 11. — С.12–14 (прим. ред.).

(8)Порядок ведения Реестра получателей бюджетной дотации, утвержденный постановлением КМУ от 21.02.2017 г. № 179 (прим. ред.).

(9)Закон Украины от 23.03.2017 г. № 1988-VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины в части защиты прав отечественного сельскохозяйственного товаропроизводителя» (прим. ред.).

(10)Дополнительно по этой теме см.: Деркач Т. «Иван кивает на Петра»: кто закрыл счета сельхозпредприятий в СЭА НДС? // Бухгалтерия. — 2017. — № 3-4. — С.30—31 (прим. ред.).

(11)Опубликован в «Голосе Украины» от 14.04.2017 г. № 69 (прим. авт.).

(12)Подробнее см.: Дроговоз Ю. Приостановление регистрации НН: тестовый режим в действии // Бухгалтерия. — 2017. — № 15. — С.11—13 (прим. ред.).

(13)Порядок заполнения налоговой накладной, утвержденный приказом Минфина Украины от 31.12.2015 г. № 1307 (прим. ред.).