Страховой стаж и минималка: милость от Пенсионного фонда?

Опубликовано в БУХГАЛТЕРИИ № 16 (1263) от 17 АПРЕЛЯ 2017 года


Единый социальный взносСтрахование
Тимур АЛИЕВ, редактор


Как известно, страховой стаж исчисляется по данным персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах Госреестра общеобязательного государственного соцстрахования (далее — Госреестр), а за периоды до его введения — в порядке и на условиях, предусмотренных действовавшим ранее законодательством (приложение к письму ФСС по нетрудоспособности от 22.02.2017 г. № 2.4-38-327(1)). В то же время еще два года назад ГФС было озвучено, что доначисление базы ЕСВ до размера минимальной зарплаты ни зарплатой, ни доходом застрахованного лица не является и даже никак не влияет на его страховой стаж (см. письмо от 20.07.2015 г. № 1882/2/99-99-17-03-01-10(2)).

И действительно, по нормам абзаца третьего п.2 р.II Положения № 10-1(3) в Госреестр вносятся сведения о зарплате, доходе, денежном довольствии, пособии и компенсации, на которые начислены и из которых уплачены страховые взносы, которые представляются работодателями — предприятиями, учреждениями, организациями, воинскими частями и органами, выплачивающими денежное довольствие, пособие и компенсации в соответствии с законодательством. А согласно п.2 р.ІІІ данного Положения индивидуальные сведения о застрахованном лице из Госреестра застрахованных лиц представляются страхователю и/или застрахованному лицу по форме № ОК-5 или ОК-7 (приложение 1 или 2 к Положению № 10-1). Указанные формы отличаются друг от друга своим назначением:

  • в форме № ОК-5 отражаются данные о сумме заработка для начисления пенсии, количестве дней страхового стажа по месяцам и уплате страховых взносов;
  • в форме № ОК-7 приводятся данные о сумме заработка, с которой уплачен ЕСВ, количестве дней страхового стажа по месяцам и об уплате ЕСВ.

Разница между минимальной и фактической зарплатой не является заработком застрахованного лица в понимании Закона Украины от 24.03.95 г. № 108/95-ВР «Об оплате труда». Следовательно, она не указывается в формах № ОК-5 и № ОК-7 и, соответственно, не влияет на страховой стаж. То есть вся дополнительная база с типом начисления «13» из таблицы 6 формы № Д4 в указанные формы ОК не попадает. Исходя из этого страховой стаж за соответствующий месяц определяют пропорционально, разделив ЕСВ, уплаченный из фактической суммы зарплаты, на сумму минимального страхового взноса.

Однако в публикуемых далее письмах — от 16.03.2017 г. № 7918/02-12 и от 17.03.2017 г. № 8134/04-11 — ПФУ наконец-таки пытается поломать сложившуюся в последние годы традицию невключения в страховой стаж при начислении больничных и декретных периодов, за которые проводилось «минзарплатное» доначисление ЕСВ. Свою позицию Пенсионный фонд обосновывает тем, что страхователь все равно уплачивает за работника минимальный страховой взнос. И такая уплата не должна быть лишь наказанием работодателя за то, что он начисляет зарплату меньше минималки. К примеру, в этом году многие страхователи при начислении отпускных столкнулись с доначислением ЕСВ до 704 грн. (3200 грн. x 22%) по причине того, что в расчетном периоде, частично приходящемся на прошлый год, оклады работников были на уровне минимальных (1378 грн., 1450 грн., 1600 грн.).

ПФУ обещает доработать программное обеспечение в части учета суммы доплаты до минимального страхового взноса при отражении информации о страховом стаже. Но, по мнению автора, для этого прежде всего нужно внести изменения в Положение № 10-1.

Кроме того, Пенсионный фонд предупреждает, что для пенсии такая доплата учитываться не будет. Ведь если сумма уплаченных за соответствующий месяц страховых взносов меньше минимального страхового взноса, этот период засчитывается в страховой стаж как полный месяц при условии осуществления в порядке, определенном правлением Пенсионного фонда, соответствующей доплаты до суммы страховых взносов. При этом общая сумма уплаченных денежных средств за соответствующий месяц должна быть не меньше минимального страхового взноса (абзац второй ч.3 ст.24 Закона Украины от 09.07.2003 г. № 1058-IV «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»).


(1)Опубликовано: Бухгалтерия. — 2017. — № 15. — С.60 (прим. ред.).

(2)Опубликовано: Бухгалтерия. — 2015. — № 39. — С.38—39 (прим. ред.).

(3)Положение о реестре застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования, утвержденное постановлением Правления ПФУ от 18.06.2014 г. № 10-1 (прим. ред.).