Таможенные проверки: обновлена процедура сбора информации

Опубликовано в БУХГАЛТЕРИИ № 16 (1263) от 17 АПРЕЛЯ 2017 года


ПроверкиТаможенное регулирование
Александр ТРУСОВ, эксперт-аналитик по внешнеэкономической деятельности


Если проанализировать нормотворчество по вопросам таможенного дела, то создается впечатление, что основные изменения сделаны не для упрощения или адаптации под практические интересы субъектов ВЭД существующего порядка таможенного контроля и осуществления таможенных процедур. Похоже, изменения направлены на внедрение комплекса последовательных мер, призванных максимально унифицировать систему фискального контроля деятельности ВЭД-субъектов на внешнем рынке, в том числе путем осуществления проверок.

Не успели субъекты хозяйствования изучить и усвоить относительно новые положения Методических рекомендаций № 856, как ГФС поспешила порадовать их очередным достаточно объемным документом — Методическими рекомендациями № 23. На первый взгляд, их положения носят исключительно формальный характер, поскольку касаются только порядка документального оформления результатов таможенных проверок. Однако стоит обратить особое внимание на то, что одной из целей появления этого документа является внедрение единой системы отражения сведений, связанных с формированием выводов о соблюдении налогоплательщиками законодательства по вопросам государственного таможенного дела.

Документировать надо правильно

Прежде всего, стоит отметить, что Методические рекомендации № 23 необходимо рассматривать только в привязке к положениям действующего в настоящее время Порядка № 727. Указанный Порядок фактически и регламентирует процедуру оформления результатов документальных проверок соблюдения законодательства по вопросам государственного таможенного дела, а также налогового и валютного законодательства.

Порядком № 727 предусмотрено, что:

  • акт документальной проверки — это служебный документ, который подтверждает факт проведения документальной проверки, отражает ее результаты и является носителем доказательной информации о выявленных нарушениях требований законодательства;
  • справка документальной проверки — это служебный документ, который подтверждает факт проведения документальной проверки, отражает ее результаты и является носителем доказательной информации о неустановлении фактов нарушений требований законодательства.

Вероятно, причиной необходимости принятия Методических рекомендаций № 23 стало именно отсутствие единого подхода должностных лиц фискальных органов к правильному формированию выводов в актах документальных проверок и, как следствие, к сбору и фиксации доказательной информации о выявленных или невыявленных нарушениях. Вполне возможно, что требования Порядка № 727, который предусматривает, что акт документальной проверки в обязательном порядке должен содержать именно систематизированное изложение выявленных в ходе проверки фактов нарушений законодательных норм, соблюдаются не в должной степени. А это приводит к неединичным случаям обжалования и отмены в судебном порядке решений фискальных органов, касающихся задокументированных в результате проверок нарушений таможенного законодательства.

Доказательства на первом месте

Прежде всего особое внимание следует обратить на требования Методических рекомендаций № 23 об информационной составляющей актов и справок документальных проверок, в соответствии с которыми они должны содержать исчерпывающую информацию относительно отработки конкретных рисков в деятельности налогоплательщика со ссылкой на фактически проверенные документы таможенного оформления, финансово-хозяйственной деятельности, бухгалтерские документы, а также другие документы и информацию, в том числе полученные и от органов иностранных государств.

<...>

Полную версию материала читайте
в БУХГАЛТЕРИИ № 16 (1263) от 17 АПРЕЛЯ 2017 года,
которую можно приобрести в печатном или электронном виде
в ближайшем филиале Агентства подписки и доставки «Блиц-Пресса»
Горячая линия: 0 800 50 17 39
(звонки со стационарных телефонов на территории Украины бесплатные)

Преимущества БУХГАЛТЕРИИ