Новые «трудовые» проверяющие: контроль от органов местного самоуправления

Опубликовано в БУХГАЛТЕРИИ № 16 (1263) от 17 АПРЕЛЯ 2017 года


Кадровое делопроизводствоПроверки

Тимур АЛИЕВ, редактор


В последнее время на семинарах газеты «Бухгалтерия» стали звучать вопросы о возможности органов местного самоуправления осуществлять «трудовые» проверки. Более того, некоторым слушателям даже приходили от таких органов «письма счастья». В одном из них, к примеру, управление труда и соцзащиты населения горсовета уведомило работодателя — частного предпринимателя о том, что такого-то числа произойдет «изучение состояния деятельности Вашей предпринимательской деятельности по вопросам соблюдения законодательства о труде, оплате труда и охране труда». А в приложении к такому письму на нескольких листах был указан перечень документов, которые необходимо предоставить для осуществления проверки соблюдения законодательства о труде и проверки соблюдения минимальных гарантий по оплате труда, а также изучения соблюдения законодательства по вопросам охраны труда и аттестации рабочих мест. Попробуем разобраться, насколько законны такие визиты местной власти.

Возможность проверки: в ожидании подзаконных актов

Напомним, что по нормам ч.2 ст.2 Закона о местном самоуправлении местное самоуправление осуществляется территориальными общинами сел, поселков, городов как непосредственно, так и через сельские, поселковые, городские советы и их исполнительные органы, а также через районные и областные советы, которые представляют общие интересы территориальных общин сел, поселков, городов. И благодаря тому, что Законом Украины от 06.12.2016 г. № 1774-VIII ст.17 Закона о местном самоуправлении дополнена ч.2, а ч.3 ст.18 этого Закона изложена в новой редакции, с этого года органы местного самоуправления:

  • при осуществлении полномочий в сфере контроля за соблюдением законодательства о труде и занятости населения могут проводить проверки на предприятиях, находящихся в коммунальной собственности соответствующей территориальной общины;
  • по вопросам осуществления делегированных им полномочий органов исполнительной власти могут выступать с инициативой проверок, организовывать их проведения, а при осуществлении полномочий в сфере контроля за соблюдением законодательства о труде и занятости населения проводить проверки на предприятиях, которые не находятся в коммунальной собственности, а также физических лиц, использующих труд наемных работников.

Полномочия указанных органов в сфере социальной защиты населения перечислены в ст.34 Закона о местном самоуправлении. А с 2017 года указанная статья дополнена ч.3, согласно которой к ведению исполнительных органов горсоветов городов областного значения и объединенных территориальных общин, кроме полномочий, определенных п.«б» ч.1 ст.34 Закона о местном самоуправлении (подробнее см. далее), также относятся:

<...>

Полную версию материала читайте
в БУХГАЛТЕРИИ № 16 (1263) от 17 АПРЕЛЯ 2017 года,
которую можно приобрести в печатном или электронном виде
в ближайшем филиале Агентства подписки и доставки «Блиц-Пресса»
Горячая линия: 0 800 50 17 39
(звонки со стационарных телефонов на территории Украины бесплатные)

Преимущества БУХГАЛТЕРИИ